Найти тему
Искра

Авангард дулевских агашек.

Вот, казалось бы, где авангардистские стили, - разные там маяковские-малевичи, и где - агашки -милые простенькие розочки на фарфоре! Два разных полюса искусства, никогда друг с другом не пересекающиеся....

Казалось бы.... но нет! Пересекаются, да еще как! - Талантливо, весомо, зримо!

Чудесный был такой период на Дулевской фабрике, когда угловатый, суровый, авангард слился в ярком союзе с прекрасными, нежными изделиями завода !

Было это в 30-х годах прошлого столетия. Так случилось, и не случайно!, что знаменитый художник-авангардист Мельников Константин Степанович делал проект Дворца Культуры Дулевского фарфорового завода.

Мельников прекрасно знал, что именно выпускает это крупнейшее фарфоровое предприятие России. Более того, он и сам не чужд был тех самых милейших розочек-агашек, при всем своем авангардизме до мозга костей. Известно, что за этот самый авангардный формализм ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ АРХИТЕКТОР был подвергнут резкой критике и, по-сути, остракизму.

Дворец Культуры "Дом фарфористов" в Дулево это творение в духе расцвета авангардизма, конструктивизма, и, да, где-то даже и формализма (ИМХО). Выглядел он (и выглядит сейчас!) очень необычно, я бы даже сказала, не подходяще по духу для знаменитого русского фарфорового производства.

Вики
Вики

Острые углы фасадов, прямоугольные формы всего и вся, отсутствие красивой крыши, да еще и в плане здание как паук с длинными лапами.

Хотя некоторые утверждают, что это звезда!

Ничего общего с прелестью и изяществом дулевских изделий , и вообще, как-то не гармонирует с задачами фарфорового производства. Казалось, бы....но!

В знаменитом Дворце Культуры фарфористов соединились на каком-то тонком уровне, несовместимые нежность агашек(фирменной росписи Дулево) и строгость авангарда.

Мельников был гениальным архитектором. Только он один из большой плеяды русских и советских архитекторов 20 века был удостоен мировой славы. Славу-то ему принес авангард, а любил он, где-то в глубине души, сентиментальную красоту. Об этом не навязчиво, но вполне ясно говорят предметы в его доме - знаменитом Доме Мельникова на Старом Арбате. Вся мебель в классическом стиле, старинная, никаких новшеств, кругом салфеточки, ажурные полочки и тд.

Дом Мельникова снаружи и изнутри:

Но вернемся к нашим агашкам. Полюбуемся чудесными, несложными розочками, любимые нами уже больше ста лет. За простоту и красоту.

Дулево: тарелочки

Интересно, что "агашки , как говорят, изначально рисовались девушками просто пальцами, отсюда такие простые формы у этих розочек. Конечно, это вполне возможно. Если рисовать пальцем, то вполне получается что-то такое:

Но современные агашки, конечно намного живописнее:

чайники и сервизы

Знаменитая черная дулевская роза на форме Тюлпан

-7

чудесные чашечки:

сливочники, такая прелесть!:

В советском каталоге Внешпосылторга была вот такая подарочная чашка:

А это на выставке дулевских изделий: невообразимая красота!

-11

Конечно, не только на дулевском фарфоре расписывали агашками. Этот простенький, казалось бы, цветочек покорил все фарфоровые заводы.

На ЛФЗ дивной красоты агашки:

Кузяево (Подмосковье)

Кемеровская обл. город Прокопьевск

Завод Пролетарий(Новгород) Серая, таинственная роза из снов...

-15

Хайта красивейшая!:

-16

"Красный фарфорист" (Новгородскя обл) Зеленые агашки -сказочная красота:

-17

Ну, а что же Константин Мельников? Чем для него стала эта работа по созданию Дворца культуры Дулевского завода? Константин Степанович до конца своих дней с 1930 года и до 1974 года, через годы войны , бережно хранил одну тарелочку. Ее подарили ему на Дулевском фарфоровом заводе, с трогательной надписью, специально сделанной для него на его потрете : "Рабочий класс ценит преданных ему специалистов".

-18

Дулевский завод с большим уважением и любовью отнесся к художнику-авангардисту, и он пронес эту любовь до последних своих дней!

Спасибо всем, кто сегодня окунулся со мной в далекую и прекрасную эпоху конструктивизма.

Пока!

-19

Еда
6,93 млн интересуются