Вот, казалось бы, где авангардистские стили, - разные там маяковские-малевичи, и где - агашки -милые простенькие розочки на фарфоре! Два разных полюса искусства, никогда друг с другом не пересекающиеся....
Казалось бы.... но нет! Пересекаются, да еще как! - Талантливо, весомо, зримо!
Чудесный был такой период на Дулевской фабрике, когда угловатый, суровый, авангард слился в ярком союзе с прекрасными, нежными изделиями завода !
Было это в 30-х годах прошлого столетия. Так случилось, и не случайно!, что знаменитый художник-авангардист Мельников Константин Степанович делал проект Дворца Культуры Дулевского фарфорового завода.
Мельников прекрасно знал, что именно выпускает это крупнейшее фарфоровое предприятие России. Более того, он и сам не чужд был тех самых милейших розочек-агашек, при всем своем авангардизме до мозга костей. Известно, что за этот самый авангардный формализм ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ АРХИТЕКТОР был подвергнут резкой критике и, по-сути, остракизму.
Дворец Культуры "Дом фарфористов" в Дулево это творение в духе расцвета авангардизма, конструктивизма, и, да, где-то даже и формализма (ИМХО). Выглядел он (и выглядит сейчас!) очень необычно, я бы даже сказала, не подходяще по духу для знаменитого русского фарфорового производства.
Острые углы фасадов, прямоугольные формы всего и вся, отсутствие красивой крыши, да еще и в плане здание как паук с длинными лапами.
Хотя некоторые утверждают, что это звезда!
Ничего общего с прелестью и изяществом дулевских изделий , и вообще, как-то не гармонирует с задачами фарфорового производства. Казалось, бы....но!
В знаменитом Дворце Культуры фарфористов соединились на каком-то тонком уровне, несовместимые нежность агашек(фирменной росписи Дулево) и строгость авангарда.
Мельников был гениальным архитектором. Только он один из большой плеяды русских и советских архитекторов 20 века был удостоен мировой славы. Славу-то ему принес авангард, а любил он, где-то в глубине души, сентиментальную красоту. Об этом не навязчиво, но вполне ясно говорят предметы в его доме - знаменитом Доме Мельникова на Старом Арбате. Вся мебель в классическом стиле, старинная, никаких новшеств, кругом салфеточки, ажурные полочки и тд.
Дом Мельникова снаружи и изнутри:
Но вернемся к нашим агашкам. Полюбуемся чудесными, несложными розочками, любимые нами уже больше ста лет. За простоту и красоту.
Дулево: тарелочки
Интересно, что "агашки , как говорят, изначально рисовались девушками просто пальцами, отсюда такие простые формы у этих розочек. Конечно, это вполне возможно. Если рисовать пальцем, то вполне получается что-то такое:
Но современные агашки, конечно намного живописнее:
чайники и сервизы
Знаменитая черная дулевская роза на форме Тюлпан
чудесные чашечки:
сливочники, такая прелесть!:
В советском каталоге Внешпосылторга была вот такая подарочная чашка:
А это на выставке дулевских изделий: невообразимая красота!
Конечно, не только на дулевском фарфоре расписывали агашками. Этот простенький, казалось бы, цветочек покорил все фарфоровые заводы.
На ЛФЗ дивной красоты агашки:
Кузяево (Подмосковье)
Кемеровская обл. город Прокопьевск
Завод Пролетарий(Новгород) Серая, таинственная роза из снов...
Хайта красивейшая!:
"Красный фарфорист" (Новгородскя обл) Зеленые агашки -сказочная красота:
Ну, а что же Константин Мельников? Чем для него стала эта работа по созданию Дворца культуры Дулевского завода? Константин Степанович до конца своих дней с 1930 года и до 1974 года, через годы войны , бережно хранил одну тарелочку. Ее подарили ему на Дулевском фарфоровом заводе, с трогательной надписью, специально сделанной для него на его потрете : "Рабочий класс ценит преданных ему специалистов".
Дулевский завод с большим уважением и любовью отнесся к художнику-авангардисту, и он пронес эту любовь до последних своих дней!
Спасибо всем, кто сегодня окунулся со мной в далекую и прекрасную эпоху конструктивизма.
Пока!