Найти в Дзене
Хожу в море

Почему не хватает контейнеров?

Если Вы следите за новостями, то, наверняка, слышали о росте цен на морские перевозки и нехватке контейнеров. На самом деле, тут целый ворох причин и событий, повлекших за собой вышеуказанные проблемы. Так почему же растут цены и не хватает «ящиков»?

Начнём с конца. Контейнеров действительно не хватает. Но не всем. Например, на якорных стоянках у портов США сейчас очереди на выгрузку до 3 недель. То есть гружённые контейнеровозы стоят и ждут, когда их пустят в порт. В портах США попросту не хватает мощностей для одновременной выгрузки всех привезённых контейнеров.

В китайских портах причальные стенки длиной в несколько километров всегда заняты
В китайских портах причальные стенки длиной в несколько километров всегда заняты

После ослабления режима пандемии и раздачи существенных сумм людям резко возросло потребление в странах, жители которых привыкли много покупать. И в числе первых оказались амеркианцы. Они настолько соскучились по шоппингу, что просто загрузили всю логистику разом. Америка готова покупать, готова платить. А Китай готов продавать, готов производить. За доллары, разумеется. А доллары печатает ФРС США. Сколько им надо, столько и печатает.

Европейцы, а уж тем более остальные, вроде россиян или бразильцев, индийцев, и прочих, попросту не смогли легко и быстро осознать необходимость платить, да и средств не так много оказалось, как у американцев. Поэтому получилость так, что выгоднее всего везти контейнеры в Штаты, там простаивать в оиждании, потом везти контейнеры обратно в Азию, как можно быстрее загружать и снова везти в Штаты, пока американцы готовы печатать доллары и платить, платить, платить.

Китайский контейнеровоз, идущий в Европу через Суэцкий канал.
Китайский контейнеровоз, идущий в Европу через Суэцкий канал.

У ЕС и остальных ситуация контейнерами вышла схожей с газовым рынком, - вроде и готовы платить втридорога, а нашёлся более ёмкий рынок, где готовы заплатить ещё больше. Тем более востребованной всем миром валютой в любом количестве.

Цены на перевозку контейнеров на линиях Азия-Европа и Азия-Северная Америка сравнимы сейчас, порядка 14-18 тысяч долларов за контейнер. Но, плечо разное, в Америку из Китая можно дойти быстрее, плюс объёмы там выше, то есть за одно и то же время работы контейнеровоза можно заработать больше.

Контейнерная баржа в Бельгии
Контейнерная баржа в Бельгии

Практичные европейцы оказались не способны просто напечатать нужное количество евро без привязки к реальной финансовой основе, к реальной стоимости денег, обеспеченных экономикой ЕС. Им досталось меньше контейнеров, чем американцам, не стеснённым мыслями об обеспечении денежной массы. Весь мир хочет доллары, а американцы хотят товары. Поэтому одни производят и везут, другие печатают и покупают. А уж россиянам с иными людьми вне «золотого миллиарда» контейнеры достались по остаточному принципу.

А началось всё с ковидоистерии с закрытием границ, карантином, остановкой производств и перевозок. Затем после ослабления режима усугубилось вторичными факторами, вроде заблокированного Суэцкого канала, закрытых крупнейших китайских портов, одновременного роста сезонного экспорта из стран G-20.

Практически пустой контейнеровоз в Африке
Практически пустой контейнеровоз в Африке

Опять же незадолго до пандемии многие контейнеровозные судовладельцы затеяли обновление флота, нещадно «порезав на гвозди и иголки» множество судов, заказав супергиганты, которые не могли обслуживаться в портах США. И тут, на фоне роста потребления в Америке, стало не хватать судов. Их стали выдёргивать из других линий, из других регионов, где не все могли платить так, как американцы. Плюс наложились закрытие и загруженность китайских портов, где суда теперь стоят неделями в ожидании погрузки.

Стали расширять возможности американских портов, строить новые терминалы, поставлять новые краны. И вот уже там, где выгружались суда на 8-10 тысяч TEUs, появились 16-18 тысячники. А большой контейнеровоз и контейнеров везёт больше, которых не хватает теперь в Китае. Потому что они ждут выгрузки в Штатах.

-6

Сейчас средние контейнеровозы на 4-5 тысяч TEUs стоят до 300000 долларов в сутки! Именно за такую сумму был законтрактован Orca-I на два месяца. Конечно, это из ряда вон, но тем не менее показатель. Обычная цена на длительный чартер около 65-80 тысяч долларов в сутки. Это в 4-5 раз больше, чем до пандемии. Но те, у кого есть доступ к долларовому принтеру, готовы платить. Печатать и платить. Платить и печатать.

Так что, по факту, количество контейнеров нисколько не уменьшилось, а даже наоборот, их выпуск увеличился, все заводы по их производству работают без остановок. И почти все они в Китае. Но, всё равно, их меньше, чем нужно, чтобы обеспечить всех желающих. Мелочи, вроде потерь и аварий контейнеров в море не играют никакой роли.

Контейнеровозов теперь тоже не хватает. Их тоже строят очень активно. Но, управлять ими должные моряки, обученные этому делу. И если на рынке рядовых и младших офицеров избыток кадров, то на рынке Топ-4 (капитаны, стармехи, старпомы, вторые механики) дефицит. Даже с учётом индийцев и филиппинцев. Но это уже другая тема.

В порту Нинбо.
В порту Нинбо.

В общем, если у вас возникнут вопросы, а где же контейнеры и почему их не хватает, загляните на сайты вроде marinetraffic.com или vesselfinder.com, посмотрите на побережье США и и морские пути из Китая в сторону США, - они там.

#контейнер #китай #сша #контейнеровоз #флот #перевозки #моряки