На базе Нивы сделано великое множество переделок и самоделок. Но именно Бора кажется мне одной из самых интересных.
История создания начинается в далеком 1989 г., когда на АвтоВАЗе утвердили технический проект на создание утилитарного автомобиля с упрощенным кузовом для фермеров и коммунальщиков. Причем агрегаты тогда предполагалось использовать не от Нивы, а от списанных Жигулей 2101-2107. Известные события в стране не дали реализовать проект.
Неожиданное возрождение идеи случилось в 1992 г. Коммерческая московская фирма «Бора ЛТД» обратилась на АвтоВАЗ с заказом на разработку легкого и недорогого джипа для фермеров Латинской Америки.
За работу принялись специалисты вазовского НТЦ под руководством Евгения Соколова. Силовой каркас кузова собрали из алюминиевых профилей на самарском авиационном заводе «АвиаКОР». Пол кузова изготавливали из 6-миллиметрового АБС-пластика, а навесные панели из стеклопластика толщиной от 2.5 до 5 мм. Основные узлы и агрегаты взяли от ВАЗ 2121 Нива, а оптику позаимствовали у ВАЗ 2105. Необычная конструкция кузова помогла сэкономить 200 кг массы, по сравнению со стандартной Нивой.
Первый опытный образец был готов уже в 1994 г., но договоренности с латиноамериканскими фермерами к тому моменту уже распались. Поэтому перспективную модель показали сначала на выставке инвестпроектов в Лондоне, а после в Арабских Эмиратах. Во время проведения выставки устроили тест-драйв для потенциальных клиентов. По легенде, наследный принц Махмуд Амери легко уехал на Боре по песчаным барханам от охранников на Nissan Patrol Y60.
Второй экземпляр для проведения ходовых испытаний собрали в 1995 г.. Испытатели высоко оценили прототип и особенно его проходимость, хотя и выдали ряд рекомендаций по доработке. Производство планировали наладить в Сызрани на предприятии «Луч». Но проект заглох по причине отсутствия финансов у заказчика (ТОО «Бора ЛТД»).
Изготовить успели только 5 каркасов и 2 комплектных экземпляра. Первый после испытаний так и остался в ОАЭ и его судьба на сегодняшний день неизвестна.
Второму экземпляру повезло больше. Машину с завода в 1996 г. выкупил гонщик-баггист из Татарстана, где машина и осела на 10 лет, переходя из рук в руки. В 2006 г. изрядно заколхоженный и потрепанный багги подарили на день рождения мальчику-школьнику из Москвы.
И дальше произошло чудо! Парень оказался с головой и не только не добил уникальный прототип, но и восстановил его практически до первозданного состояния. В процессе пришлось буквально по крупицам собирать информацию и даже съездить в Тольятти, чтобы встретится с создателями машины. Подробнее можно почитать у него в блоге. После реставрации Бора 4 года была экспонатом одного из самых лучших автомузеев столицы на Рогожском Валу.
Главная проблема – документы, а точнее, их отсутствие. Поскольку это прототип, а не серийная модель, из документов на заводе был только акт на изготовление, который сейчас утерян. Для легализации и получения ПТС требуется более миллиона рублей. А без этого выезд на дороги общего пользования запрещен.
Оставшиеся каркасы кузовов передали Тольяттинскому государственному университету, где студенты собрали 3 прототипа внедорожника «Сержант», адаптированных под нужды вооруженных сил. Но Минобороны интереса не проявило и проект был окончательно свернут.
*В статье использованы иллюстрации из блога Usach с сайта Drive2.ru