За прошлое десятилетие мировой парк автомобилей, работающих на КПГ (компримированный (сжиженный) природный газ) — метане, вырос в 5,3 раза, а на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — пропане — всего в 1,9 раза. При этом явным лидером в применении КПГ остается Иран: в этой стране 3,3 млн единиц транспорта работает на газомоторном топливе (ГМТ), там имеется почти 2 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Для сравнения: в России всего около 90 тыс. единиц транспорта на ГМТ (это в 38 раз меньше, чем во взятом за пример Иране), которые обслуживаются на 250 АГНКС (в 8 раз меньше). Если учесть, что территория России в 10 раз больше, чем территория Ирана, плотность покрытия станциями площади страны в Иране больше в 80 раз.
Газомоторное топливо после 2020 года
Несмотря на преимущество природного газа в цене перед другими видами топлива, в России не спешат использовать его в качестве альтернативы. Хотя, потенциал велик.
Сравнение и с рядом других стран явно не в пользу России (табл. 1).
Следовательно, хотя в последнее время у нас на государственном уровне активизировались работы в этом направлении (с 2019 по конец 2021 правительство предлагает субсидии тем, кто решится построить заправку на метане), сделать предстоит еще очень много. В стране доступны высококачественные семена и новые агротехнологии, а техника на КПГ позволит существенно снизить издержки в сельском хозяйстве и заметно повысит рентабельность в обозримой перспективе.
Откуда такой оптимизм? – Из цифр. Довольно несложно прикинуть, сколько можно сэкономить при переводе на метан.
Разница в пользу метана значительная даже по сравнению с популярным пропаном. Не говоря уже о разнице, которая вытекает из сравнения метана и дизеля.
Например, в Краснодарском крае, где работа с землёй и выращивание овощных и зерновых культур – популярный вид бизнеса, – на 20 сентября 2021 года, цена на популярный у фермеров дизель, в среднем, составляла 48,50 - 48,60 рублей в розницу на АЗС, цена же метана 19.98 - 20 рублей.
Даже пропан обходился дороже природного газа на 12 рублей с копейками – в 32,92 рубля.
Конечно, можно возразить, что это розничная цена метана и ДТ, но в вопросе оптовой цены соотношение не претерпит сколь-нибудь существенных изменений. Метан обойдётся значительно дешевле солярки.
Разумеется, нужно учесть стоимость перевода техники на метан, однако разница существенна настолько, что делает такой перевод целесообразным. Да и "потери по мощности", которые часто останавливают от такого перехода, не так значительны, как о них любят рассказывать. Плюсов больше. Ниже рассмотрим поподробнее.
Метан или Дизель? – 5 факторов в пользу метана
Ниже рассмотрим эффективность перехода с дизельного топлива на КПГ определяется пятью основными факторами:
- уменьшением эксплуатационных затрат на топливо (в связи с меньшей ценой эквивалентного количества КПГ/СПГ);
- снижением загрязнения окружающей среды (в связи с практически полным отсутствием в отработавших газах (ОГ) сажи и соединений серы);
- улучшением условий труда (в связи со снижением шумности работы двигателя, да и выхлоп не имеет такого запаха как от дизеля);
- увеличением ресурса двигателя (благодаря отсутствию эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров двигателя);
- обеспечением безопасности эксплуатации газобалонного оборудования.
Двигатели на КПГ / СПГ
Первые образцы газовых двигателей были разработаны на базе дизелей с естественным впуском воздуха и механическим управлением подачей газа в двигатель.
Согласование работы систем турбонаддува и газоподачи на основе применения микропроцессорной системы управления обеспечило мощность четырехцилиндрового газового двигателя с турбонаддувом Д145ТГМ на уровне 86 л. с. при номинальной частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Мощность дизеля Д145Т аналогичного скоростного режима составляет 80 л. с, а при форсировании до 2100 об/мин — 85 л. с.
Газовое оборудование для тракторов
Важным направлением работ стало обеспечение конструктивной безопасности газовых тракторов.
В настоящее время на уровне нормативной базы сложилась ситуация, при которой нет требований к комплектации газовых тракторов, то есть фактически не гарантируется безопасность техники, использующей газомоторное топливо, даже при наличии сертификатов на отдельные газовые комплектующие. В отношении автомобильной техники в рамках Таможенного союза такие требования существуют — это Правила ЕЭК ООН № 67 для случая применения сжиженного нефтяного газа и Правила ЕЭК ООН № 110 для компримированного природного газа. Указанные правила включены в соответствующие технические регламенты.
Производители стали добровольно применять требования Правил ЕЭК ООН № 110 при использовании газобаллонного оборудования и его монтаже на тракторах. Например, каждый газовый баллон оснащается только вентилями с тройной защитой: по давлению, обрыву газовой трубки и остановке двигателя; при прокладке газовых трубопроводов выдерживается минимально необходимое расстояние от горячих поверхностей (трубопроводов выпуска отработавших газов); сами газовые трубопроводы заключены в пластмассовую оболочку и т. д.
Естественно, все газовое оборудование имеет сертификаты соответствия, которые подтверждают возможность и безопасность применения такого оборудования.
Распространено ошибочное мнение, что газовое оборудование мене безопасно, чем привычный нам бензобак. Это ничем не подтверждённые предрассудки. ГБО надёжно и прочно. В частности, все газовые баллоны имеют более чем тройной запас прочности по давлению на разрыв: начальное рабочее давление баллонов — 20,0 МПа, а предел прочности — 75,0-80,0 МПа.
Преимущества природного газа перед другими видами топлива
Перевод тракторов с дизельного топлива на компримированный природный газ (метан) обеспечивает:
- снижение эксплуатационных затрат на топливо вследствие меньшей цены на природный газ (в 2 раза и более);
- уменьшение загрязнения окружающей среды, поскольку при сгорании природного газа не образуются частицы сажи и отсутствуют продукты сгорания серы; эти же факторы позволяют применять каталитические нейтрализаторы отработавших газов для сокращения эмиссии прочих вредных газообразных веществ;
- улучшение эргономичности в связи с меньшим уровнем шума рабочего процесса, обусловленного более низкой скоростью сгорания природного газа;
- увеличение ресурса двигателя до 1,5-2,0 раз в связи с отсутствием эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров двигателя, что характерно для применения жидкого топлива.
При этом работа трактора на природном газе безопасна
До 15 декабря 2021 в России действует программа субсидий на постройку автомобильных газонаполнительных компрессорных станций – АГНКС . Или по простому – метановой заправки. Программа субсидирования запущена в 2019-м. Она выгодна например для тех, у кого в парке 5 и более тракторов, тягачей, комбайнов, грузовиков.
В этом случае, если владелец агрохолдинга или фермерского хозяйства, решается построить на своём предприятии заправку природного газа, правительство компенсирует ему часть затрат.
Всего по России насчитывается около 500 метановых заправок, так что есть смысли присмотреться к созданию собственной. Особенно, если вы владеете немалым парком машин на ДТ.
---
По материалам Алексея Кульчицкого, главного специалиста концерна «Тракторные заводы», доктора технических наук.
Почитать другие наши материалы:
- Фенхель! Инструкция по выращиванию
- Мелисса. Польза для сердца и нервов
Семена овощей с отменой урожайностью и высокой стойкостью к болезням вы найдёте на нашем сайте:
Магазин Гавриш Профессиональные семена – Гавриш Шоп