Найти тему
Молодость в сапогах

Советские Спитфайры. Документальный обзор.

В том, что СССР отчаянно нуждался в авиационной технике после тяжелых потерь лета-осени 1941 года, а главное, после эвакуации заводов на Восток, нет сомнений. Другое дело, что вопреки расхожему мнению, никакого заметного влияния на результаты "Битвы за Москву" эта техника (отнюдь тогда не бесплатная) не оказала - об этом мы уже подробно и с документами писали на канале, причем не один раз.

Поздней осенью 1941 и зимой 1941-42 года Харрикейны и "чудо безмоторной авиации" Р-40 (большинство тогда тоже из английских запасов, а прочие куплены в Америке за золото) были скорее обузой, чем подспорьем. Целый полк на Р-40 в авиации ПВО Москвы просто стоял на земле - самолеты оказались совершенно неприспособленными к условиям зимней эксплуатации. Появившись в составе 6-го ИАК ПВО в октябре 1941 года, истребители Р-40 к новому 1942 году вышли из строя ВСЕ, при этом полк не понес НИ ОДНОЙ боевой потери. Подробней на эту тему см. статью на нашем канале (с кучей документов) Истребители иностранного производства в ПВО Москвы (1941-1942). Не на много лучше обстояло дело и с Харрикейнами, которые переделывали "под Россию" долго и упорно - настолько упорно, что потом было жалко отказываться от выстраданных самолетов и они продолжили службу в частях ПВО даже после прекращения выпуска.

Руководство СССР просило союзников о поставках современных истребителей - прежде всего "Спитфайров", отлично зарекомендовавших себя в "Битве за Англию". Однако, такой возможности у англичан не было - подобных самолетов им не хватало самим. Первыми "Спитфайрами" в СССР стали самолеты -разведчики PR IV, переданные в дар нашим ВВС после завершения миссии английских летчиков по проводке конвоя PQ-18. Всего 7 самолетов этого типа было в распоряжении советских пилотов, их берегли и как могли поддерживали в пригодном к полетам состоянии. Было это в условиях отсутствия поставок запчастей, мягко говоря, нелегко.

Поставки "Спитфайров", наконец, согласовали на уровне первых лиц государства к осени 1942 года. Англичане согласились предоставить нам 150 машин модификации Vb и некоторое количество запчастей.

Первой авиационной частью ВВС Красной Армии, получивший истребители "Спитфайр" V, стал 57-й Гв. ИАП, принявший затем участие в боях над Кубанью в составе 4-й ВА. Переписывая друг у друга тексты, авторы Интернет-изданий сообщают, что полк прибыл на фронт из Баку, а это совсем не так. 36-й ИАП, переименованный в феврале 1943 в 57-й Гвардейский ИАП, был сформирован в Баку в 1938 году. Но в состав 9-й ГИАД жарким летом 43-го года он прибыл из 25-го ЗАП (Аджикабул), где проходил переобучение на "Спитфайры".

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 29.07.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 51, Опись: 932, Дело: 134, Лист начала документа в деле: 21. Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Дзусов, гв. подполковник Абрамович. Стр. 1.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 29.07.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 51, Опись: 932, Дело: 134, Лист начала документа в деле: 21. Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Дзусов, гв. подполковник Абрамович. Стр. 1.
Там же, Стр.2. Верхний абзац сообщает, что переобучение на новую матчасть в Аджикабуле с 27.11.42  по 25.4.43.
Там же, Стр.2. Верхний абзац сообщает, что переобучение на новую матчасть в Аджикабуле с 27.11.42 по 25.4.43.

-3

Обратите внимание - Характеристика подписана 29 июня 1943 года, обучение на "Спитфайрах" полк проходил почти полгода - с 27.11.42 по 25.4.43, прибыл на фронт, совершив за три месяца (на 25.7.43 в полку осталось только 6 "Спитфайров" ,исправны 4, остальные "Аэрокобры - 24 всего, из них 13 исправных) 632 боевых вылета на самолетах этого типа. Перед этим за год боевой работы на И-16 полк (тогда еще обычный 36-й ИАП) сделал 6559 боевых вылетов, т.е. в среднем по 546 вылетов в месяц - интенсивность применения заморских истребителей явно ниже, а их срок службы на фронте ничтожно мал, чтобы можно было делать какие-то выводы.

"Спитфайр" Vb 57-го Гвардейского ИАП.
"Спитфайр" Vb 57-го Гвардейского ИАП.

Быть может, другие части успели повоевать на "Спитфайрах" несколько дольше?

821-й ИАП также получил "Спитфайры" и приступил к освоению новой матчасти. Самолеты были уже сильно б/у, прошедшие капремонт. Тем не менее, летчики полка переучивались не в первый раз (до этого полк осваивал также Як-1 - выводился с передовой в апреле -мае 1942 года и позже в 26 ЗАП на переформирование по новым штатам)и процесс прошел относительно бескровно. Имели место 1 катастрофа и 5 аварий, из которых 2 произошли из-за ошибок летчиков, а остальные - из-за плохого состояния аэродрома, если верить вот этому документу:

"Боевая характеристика 821 иап 9 гв. иад" (Описывает период с 16.10.1941 по 25.07.1943 г.). Ссылку на оцифровку оригинала ЦАМО см. в конце статьи. Здесь копии не публикуем, т.к. качество плохое - размытый текст и серая бумага.

В Документе сообщается, что полк отбыл в Аджикабул для пополнения и изучения новой матчасти - самолетов "Спитфайр" 1 марта 1943 года. Находившийся в Аджикабуле (Азербайджан) 25-й ЗАП (запасной авиаполк) был по сути базой для переформирования понесших значительные потери частей, а также для обучения специалистов (техников, оружейников и пр.), летной подготовки и изучения новой техники. На освоение незнакомой матчасти стандартно отводилось три месяца. В данном случае этого промежутка времени было явно недостаточно, о чем в документах, с одной стороны, прямо не говорится, а с другой, в боевой характеристике полка указано, что он "требует дополнительной подготовки в приобретении боевых и летных навыков, после чего (выделено мной - прим. автора) он сможет выполнять боевые задания в дневных условиях". В переводе на общегражданский язык эта фраза означает, что 821-й ИАП на "Спитфайрах" по состоянию на 15 июля 1943 года был фактически небоеспособен и вряд ли имеет смысл говорить, что 29 "Спитфайров" и 31 летчик полка как-то заметно участвовали в "Воздушном сражении над Кубанью". На 25 июля 1943 года полк еще в боевых действиях не участвовал, продолжая обучение уже в составе 9-й ГИАД ( 19.07.1943 — 01.08.1943, затем передан в состав 229-й ИАД).

Характеристика наглядно показывает, что 821-й ИАП отнюдь не был "элитной" частью мастеров воздушного боя, так что перевооружение на "Спитфайры"в этом смысле симптоматично. Особых чудес от этих самолетов наше командование уже не ожидало.

Причин короткой и ничем особым не отмеченной карьеры "Спитфайров" в Истребительной авиации Красной Армии (не путать с авиацией ПВО!) было несколько и они хорошо известны. Самолет категорически не подходил для условий эксплуатации с полевых аэродромов из-за склонности к капотированию. Размещение вооружения в крыльях для уже сформировавшейся к 1943 году советской школы воздушного боя было непривычным - гораздо проще управлять огнем бортового оружия в маневренном бою, когда оно расположено максимально близко к продольной оси симметрии самолета - как на большинстве советских истребителей того времени. Существенным моментом также был вечный дефицит запчастей, в результате чего самолеты регулярно простаивали на земле - у Харрикейнов эту проблему решили со временем переходом "на отечественные комплектующие", в частности, был налажен выпуск воздушных винтов. Отдельно и остро стоял вопрос опознавания разнообразного парка самолетов фронтовой авиации наземными частями - так в приказе по 49-й Гв. СД от 26.8.1943 сообщается, что в полосе действия частей дивизии ожидается появление истребителей "Спитфайр", который внешне похож на "Аэрокобру"... Весьма сомнительное утверждение.

Однако в частях ПВО (если кто не в курсе - ИАП ПВО и ИАП ВВС Красной Армии это совсем не одно и тоже - и по задачам и по подчиненности) боевая служба английских истребителей оказалась неожиданно долгой. "Спитфайры" дожили до начала перевооружения на реактивные машины - некоторые экземпляры до 51-53 года. Этому способствовала лучшая скороподъемность и больший потолок, чем у большинства советских истребителей. Кроме того, оборудование кабины пилота, качество приборов и надежность радиосвязи также добавляли плюсов.

"Спитфайры" составляли заметный процент в истребительных полках ПВО (26 из 81 полка ПВО летали на них к концу войны) и оберегали не только небо над Москвой и Ленинградом. Ниже документ от 12.05.1945 о перебазировании 10 самолетов этого типа с аэродрома Чорох (Батуми) на аэродром Кобулети.

-5

1 ВИА ПВО (защищала Москву) в 1944 году была укомплектована далеко не только истребителями иностранного производства. Хотя их в частях ПВО Москвы было много. Тут дело даже не в неких выдающихся боевых качествах зарубежной техники, а в том, прежде всего, что фронт далеко и обычно в журналах боевых действий частей московской зоны ПВО ежедневно писали одну и ту же фразу: "пролетов вражеской авиации не зафиксировано". Соответственно, воздушных боев, перехватов тоже не было, а имело место рутинное патрулирование и контроль соблюдения установленного порядка пересечения воздушного пространства в районе Столицы. Для этой цели вполне подходили и "укрощённые" , т.е. фактически переделанные и перевооруженные нашими техниками "Харрикейны" и "Киттихауки", а также "Аэрокобры" и "Спитфайры" наравне с ветеранами МИГ-3 и другими истребителями отечественного производства. Из справки "Донесение о боевом составе 1 ВИА ПВО " за 30 апреля 1944 года следует, что "Спитфайры" в количестве 7 единиц базировались в Люберцах и Дубровицах.

Аналогичная справка от 20 декабря 1944 года показывает уже в разы большее количество исправных "Спитфайров" - в составе 488-го ИАП (Монино, 19 единиц), 11 ИАП ( Инютино, 23 единицы), Управления 319 ИАД в Дубровицах (3 единицы), 16 ИАП (Люерцы, 21 единица), 67 ИАП (Кашира, 18 единиц), 177 ИАП (Дубровицы, 24 единицы) - более 25% от общего числа исправных машин.

-6

Какие именно модификации "Спитфайров" стояли на вооружении полков ПВО Москвы из справок не ясно, но скорее всего это "Спитфайр" LF IX, которые начали поставлять вслед за Vb с начала 1944 года - их ввезли в нашу страну 1183 штуки. В советских документах они часто именуются "Спитфайр 9" - см. ниже. Интересно отметить, что литеры LF означают низковысотную модификацию, а собственно высотных "девяток" (HF) в СССР поставили всего две штуки. Но даже в варианте LF (отличался от HF двигателем) "Спитфайр" забирался на недосягаемую для отечественных истребителей высоту в 12500 метров.

Директивы и указания. № документа: 623, Дата создания документа: 12.03.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 944, Опись: 0000001, Дело: 0150, Лист начала документа в деле: 103
Авторы документа: 1 УкрФ, майор Кулагин.
Директивы и указания. № документа: 623, Дата создания документа: 12.03.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 944, Опись: 0000001, Дело: 0150, Лист начала документа в деле: 103 Авторы документа: 1 УкрФ, майор Кулагин.

Вышеприведенный циркуляр Отдела ПВО 1-го Украинского фронта сообщает, что " в полосе фронта будут действовать истребители "Спитфайр-9", похожие по внешнему виду на самолет противника Ме-109". Таких документов в ЦАМО немало, что несколько противоречит текстам статей на раскрученных "авиационных" ресурсах, коими обычно козыряют подкованные в истории авиации читатели. Так сайт airwar.ru сообщает следующее: "С лета 1944 г. LF IXC и LF IXE получили 26-й и 27-й гвардейские полки под Ленинградом, 16-й и 177-й полки в Подмосковье, 767-й под Мурманском и многие другие. К концу 1944 г. в нашей ПВО уже находилось 297 "девяток". Сведения о каком-либо боевом применении "спитфайров" IX в Союзе практически отсутствуют."

Спитфайр LF IX в СССР.
Спитфайр LF IX в СССР.

В основном "Спитфайры" попадали в СССР через Иран - южным путем. Последняя партия прибыла уже после войны - в июне 1945 в Северодвинск.

В заключении отметим любопытный момент: английские истребители в частях ПВО "подрабатывали" также еще мишенями для отработки навыков операторов систем наведения - РЛС дальнего обнаружения и комплектов СОН. Причем начался этот процесс еще в 1944 году, что наглядно демонстрирует уровень доверия к союзникам. Документы на эту тему см. ниже (копии).

Представляю результаты тренировки 7 батр., 8 батр. и 37 батр. СОН по самолету "Спитфайр".

Директивы и указания. № документа: 1349с, Дата создания документа: 11.10.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13734, Опись: 0020136, Дело: 0040, Лист начала документа в деле: 59
Авторы документа: 54 зенад ПВО, ст. техник-лейтенант Шилов.
Директивы и указания. № документа: 1349с, Дата создания документа: 11.10.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 13734, Опись: 0020136, Дело: 0040, Лист начала документа в деле: 59 Авторы документа: 54 зенад ПВО, ст. техник-лейтенант Шилов.

Представляю отчет о тренировке частей и подразделений 54 зенад по самолету "Спитфайр".

-10

Боевая характеристика 821 иап 9 гв. иад

Описывает период с 16.10.1941 по 25.07.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 29.07.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 51, Опись: 932, Дело: 134, Лист начала документа в деле: 30. Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Дзусов, гв. подполковник Абрамович.

Боевая характеристика 57 гв. иап 9 гв. иад

Описывает период с 23.11.1941 по 25.07.1943 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 29.07.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 51, Опись: 932, Дело: 134, Лист начала документа в деле: 21. Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Дзусов, гв. подполковник Абрамович.

Журнал боевых действий 6 иак ПВО.

Описывает период с 22.06.1941 по 31.07.1945 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.07.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20530, Опись: 1, Дело: 21, Лист начала документа в деле: 1. Авторы документа: 6 иак ПВО.

С 26.8.43 г. будут действовать истребители "Спитфайр". Командир дивизии приказал...

Описывает период с 26.08.1943 по 26.08.1943 г. Директивы и указания. № документа: 288/ОП, Дата создания документа: 26.08.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 10839, Опись: 0000001, Дело: 0006, Лист начала документа в деле: 53. Авторы документа: 49 гв. сд, гв. майор Раевский

Донесение о боевом составе частей 1 ВИА ПВО.

Описывает период с 30.04.1944 по 30.04.1944 г. Сведения. № документа: 1954, Дата создания документа: 30.04.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 13609, Опись: 0020354, Дело: 0470, Лист начала документа в деле: 21. Авторы документа: 1 ВИА ПВО, полковник Кузнецов.