Недавно в Санкт-Петербурге завершилось расследование в отношении группы автоподставщиков, которые всего за несколько месяцев заработали на подставных ДТП 9 миллионов рублей. Рассказываем, какие схемы используют сегодня злоумышленники и как от них защититься.
Начнём с того, что такое автоподстава. Отдельного закона, который бы чётко определял это понятие, сегодня нет. Поэтому автоподставы попадают под статью 159 УК и называются мошенничеством. По сути, автоподстава представляет собой создание конфликтной ситуации на дороге или в любом другом месте, где могут передвигаться автомобили. Прибегая к обману и запугиванию, злоумышленники вынуждают жертву добровольно отдать им требуемую сумму денег.
Кто попадает в зону риска? Повышенное внимание злоумышленников привлекают неопытные водители, лихачи ,владельцы автомобилей с большим количеством мелких повреждений, невнимательные водители (например, разговаривающие по телефону) или наёмные водители. Им выгоднее расплатиться на месте, чем терять время и фиксировать факт ДТП.
Как имитируют происшествия? Если в 90-е годы злоумышленники нередко вынуждали жертву совершить настоящее ДТП, то сегодня их методы стали менее жёсткими. В основном мошенники избегают настоящих повреждений. Следы, очень похожие на царапины и потертости, можно оставить с помощью куска сухого мыла. В условиях плохого освещения (например, на закрытой парковке) и в состоянии стресса неопытный водитель вряд ли сможет их отличить от настоящих дефектов лакокрасочного покрытия.
Чтобы имитировать несильное столкновение злоумышленники могут ударить о корпус машины жертвы достаточно тяжёлым, но при этом мягким предметом. Это может быть пластиковая бутылка с водой или картофель. Понять, что именно произошло, находясь в машине, достаточно трудно. Очень часто злоумышленникам помогают якобы случайные свидетели (подельники). Они могут не только подтвердить факт ДТП словами, но и предоставить фото или видео аварии. Такие записи могут быть сделаны заранее, но в стрессовой ситуации понять это непросто.
Ещё не так давно встречались хорошо подготовленные мошенники, которые буквально бросались под колеса автомобиля. Сегодня такие случаи редкость, но всё ещё существуют. Бывают истории с оставлением места аварии. Спровоцировав мелкое ДТП (или сымитировав его), «пострадавший водитель» предлагает разойтись миром, поскольку повреждения незначительны или у него нет времени на оформление. Однако он просит обменяться телефонами на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Обрадовавшись, что негативных последствий удалось избежать, потенциальная жертва соглашается на предложенные условия и уезжает. Через некоторое время мошенник сообщает, что вернулся на место ДТП и собирается вызвать сотрудников ГИБДД. Следовательно, второй участник аварии рискует лишиться прав. Чтобы этого не произошло, необходимо перевести злоумышленнику некоторую сумму денег. Или, например, могут сымитировать аварию на дороге. Чаще всего злоумышленники поджидают жертву при сложных манёврах — например, при взаимном перестроении или пересечении нерегулируемого перекрёстка. После ДТП мошенники нередко предлагают расплатиться по счетам и разойтись. Если у жертвы появляются сомнения, подключаются подставные эксперты. Например, могут позвонить якобы сотруднику страховой компании, который объяснит жертве, что случай не страховой. Кроме того, злоумышленники могут использовать подавители сигналов сотовой связи, из-за чего жертва не сможет самостоятельно дозвониться в ГИБДД.
Как защититься от автоподстав?
1. Всегда приобретайте полис ОСАГО
2.Если собираетесь разойтись миром — пишите расписку
3.Установите видеорегистратор
4. Самостоятельно звоните в ГИБДД или в страховую компанию
5. Регулярно осматривайте свой автомобиль
6. При ДТП действуйте исключительно по схеме, предусмотренной ПДД.