Масла 5W-30 и 5W-40 по SAE считаются самыми популярными среди автолюбителей, и из-за этого о них часто спорят. Водителю-новичку, который только начинает погружаться в автомобильную среду, зачастую непросто понять, какое из них лучше выбрать для своих нужд.
Давайте разрешим ваши сомнения – объясним в чем разница между маслами 5W-30 и 5W-40 по SAE и наконец решимся, какое из них лучше для двигателя.
Разбираем маркировку моторного масла
Для начала цифры. SAE: 5W-30 и 5W-40 – о чем это говорит?
Этот код – всего лишь всесезонная вязкость, общепринятая характеристика американской автомобильной индустрии (сокращенно SAE). Масло с такими символами предназначено для холодов, оно же способно перенести серьезный разогрев двигателя, поэтому всесезонные составы используются круглый год.
Маркировка состоит из двух символов, каждый из которых отвечает за свои условия эксплуатации:
- 5W – это зимняя вязкость, или крайняя отрицательная температура, при которой моторное масло начинает застывать. Точная температура застывания зависит от состава присадок, но в среднем масла 5W-30 и 5W-40 теряют текучесть при температуре свыше -35°С. Более точную температуру застывания можно узнать из техпаспорта смазочной жидкости.
- 30/40 указывает на вязкость при положительных температурах, которые внутри двигателя превышают 100°С. Всесезонное масло работает при температуре в 130°С и даже выше.
Какая разница между маслами 5W-30 и 5W-40?
Отличие кроется в химических свойствах в разных температурных условиях и способности масла противостоять им. Основное испытание для смазочной жидкости – это холод и жара.
Когда температура падает до отрицательных значений, любое вещество начинает кристаллизоваться и масло не исключение. 5W-30 справляется с этим немного лучше, так как оно не такое густое как 5W-40, но разница между ними порядка 5°С. В среднем температура застывания обоих составов колеблется между -30 и -40°С, точные данные указаны в его техпаспорте.
Положительная температура – это жара внутри двигателя, которая, как уже упоминалось выше, порой доходит до 130°С и делает масло более жидким. Высокая температура на улице, агрессивный режим езды или работа вхолостую только усугубляют положение, и без хорошего состава будет тяжко. Здесь, наоборот, лучше свойства у масла 5W-40, так как оно несколько гуще, а значит выносливее к разогреву. Оборотной стороной густоты является сильная нагрузка на масляной фильтр и двигатель, и, как следствие, перерасход бензина зимой.
Моторное масло 5W-40 имеет еще одну особенность – из-за густого состава оно хуже течет и обмывает механизмы мотора, однако оно лучше скользит, чем конкурент. 5W-30, пусть его вязкость чуть ниже, но за счет этого ему легче течь в мороз, что положительно сказывается во время пуска на холодную.
Какое всесезонное масло лучше – 5W-30 или 5W-40?
Кто-то наверняка уже успел сделать вывод, что одну жидкость лучше заливать летом, а другую зимой. Вовсе нет! Оба масла предназначены для всесезонного использования, однако имеют ряд нюансов, которые и заставляют автовладельцев постоянно спорить о том, какое масло все-таки выгоднее.
В первую очередь бежать нужно не на любительские форумы, а смотреть в свою инструкцию по эксплуатации автомобиля, ибо данные о том, какая вязкость рекомендована для машины, содержатся именно там. Заливать масло, которого нет в списке, опасно для мотора, даже если по вашему мнению оно как нельзя лучше подходит. Но если среди прочего там указаны и 5W-30, и 5W-40, то тут у вас есть пространство для маневра.
Важны условия окружающей среды
Тем, кто живет в северных регионах, где температура регулярно опускается до -30°С и даже ниже, может подойти более жидкий состав 5W-30. Если вы обитаете южнее, то для вас предназначено масло 5W-40.
В целом и то, и другое хорошо справляется в условиях умеренного климата, где температура колеблется между -20 до +25°С.
Но не спешите с выводами!
И степень износа двигателя
Пробег вашего автомобиля и степень износа двигателя так же влияют на выбор смазочной жидкости. Густое масло 5W-40 образует более толстую защитную пленку, а значит, в разболтанном моторе с большими зазорами между деталями густой состав придется как никогда кстати. 5W-30 слишком жидкое, чтобы его заливать в старый мотор, – дойдет до того, что в уплотнителях начнут образовываться утечки, а само масло примется угорать.
Легче всего определить степень износа по расходу самого масла – если в течение 1 000 км его приходится постоянно доливать, то вполне возможно, что нынешний состав уже не подходит.
Можно ли менять масла разной вязкости?
Использовать масло с иными характеристиками можно только, если это разрешается вашей инструкцией по эксплуатации авто. Если в списке есть 5W-40 и 5W-30, значит, менять их вполне допустимо. Но если нужных вам цифр там нет, то воздержитесь от экспериментов. Масло с иными свойствами вполне может стать еще одной причиной поломки мотора и лишнего расхода топлива. Такое бывает, если используют масло с густотой, которая просто не предназначена для масляного фильтра. Либо, если масло будет слишком жидким, то механизмы не получат нужную степень смазки, и вы спровоцируете «масляный голод», что приведет к ускоренному износу.
Вполне возможно, дело не в масле, а в том, что двигатель уже слишком старый и просто-напросто требует ремонта.
Можно ли смешивать масла разной вязкости?
Обычно необходимость доливать один состав к другому вызвана чрезвычайными обстоятельствами – когда недостаток моторного масла выявлен, нужной канистры под рукой нет, а ехать надо. Приходится брать, к примеру, 5W-30 и доливать его к 5W-40.
Безопасность такого подхода довольно сомнительна, но едва ли неприятностей стоит ожидать немедленно, если, конечно, вы не смешивали разные типы масел (например, синтетику и минералку – вот чего уж точно не стоит делать!). Обязательно в ближайшее время полностью поменяйте масляный фильтр и само масло – все же производитель настаивает на использовании только полноценных составов, а не разномастных «миксов». Смешение внутри мотора жидкостей с разными характеристиками приведет к химической реакции и непредсказуемым последствиям.
Обязательно заливайте масла одного и того же бренда, чтобы вдобавок не «почивать» свой мотор лишним разнообразием присадок, которое для него пагубно.
К выводам
В заключение еще раз отметим, что несмотря на то, что эти два состава имеют очень схожие характеристики, всегда обращайтесь к документации ТС. Там есть четкие указания, какое масло подойдет вашему мотору. Лить в бачок «что Бог послал» очень нехорошая идея, которая приведет только к проблемам.
Если однозначно отвечать на вопрос, что лучше выбрать – 5W-30 или 5W-40, то мы отдадим предпочтение второму варианту.
По зимним параметрам очень многое зависит от конкретного производителя, а температура разогрева у состава 5W-40 явно выше. Он хорошо подойдет для длительных поездок по протяженным трассам, когда количество остановок невелико. 5W-40 также хорошо подготовлен для городской среды, где приходится постоянно работать вхолостую, останавливаться, а воздух наполнен пылью.
Масла 5W-30 и 5W-40 по SAE вы можете найти в каталоге интернет-магазина BlackTyres. К вашим услугам качественные синтетические масла разных брендов и богатый инструментарий фильтров, чтобы вы могли отобрать только лучшее масло.
Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. И обязательно расскажите в комментариях о том, состав какой вязкостью вы сейчас используете и как часто его меняете.
Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!