Повышение экологичности автомобилей
Сегодня автопроизводители внедряют в свои модели различные системы, постепенно снижая количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Также современные двигатели часто оснащаются турбонагнетателями, что дает возможность уменьшить объем камеры сгорания и объем потребляемого горючего, сохранив при этом приемлемую мощность агрегатов. Бензиновые моторы оснащаются катализаторами, а дизельные – сажевыми фильтрами. Эти устройства задерживают вредные вещества, не позволяя им попасть в атмосферу. Также во многих двигателях сегодня используется система рециркуляции отработанных газов. Специальная магистраль соединяет выпускной коллектор с задроссельным пространством впуска. Это позволяет дожигать отработанные газы, снижая токсичность выхлопа.
Преимущества наличия систем снижения токсичности:
- Меньше вредных веществ выбрасывается в атмосферу
- Дизельный ДВС работает более мягко (благодаря клапану EGR)
- Снижается риск детонации бензиновых двигателей (благодаря клапану EGR)
- Минусы подобных систем:
- Риск выхода из строя клапана EGR
- Забитые катализаторы необходимо менять (или удалять)
- Пришедший в негодность сажевый фильтр необходимо заменить (или удалить)
При удалении элементов таких систем необходима прошивка блоков управления. В противном случае ЭБУ будут постоянно фиксировать ошибки.
Клапан EGR
Клапан является исполнительным механизмом системы рециркуляции отработанных газов. Именно он регулирует их объем, который подается в камеру сгорания. Отметим, что таким образом снижается количество воздуха и, следовательно, в выхлопе снижается уровень оксидов азота. Как уже упоминалось выше, система дожига отработанных газов устанавливается и на бензиновые, и на дизельные моторы. Однако принцип их работы несколько различается.
Режимы работы клапана EGR в бензиновых ДВС:
- Закрыт на холостом ходу
- Закрыт при пиковых нагрузках
- Открыт на низких и средних оборотах ДВС (объем воздуха может снижаться до 10%)
- Работа клапана EGR в дизельных моторах:
- Открыт на холостых оборотах
- Существенно ограничивает подачу свежего воздуха на средних оборотах
- Закрыт при пиковых нагрузках
Существуют пневмомеханические и электропневматические механизмы. В первом случае срабатывание происходит за счет разряжения, а во втором – на основе поступающих данных с различных датчиков: противодавления выхлопных газов, температуры выхлопных газов, положения EGR или давления (MAP).
Неисправности и ремонт
Чаще всего наши соотечественники сталкиваются с проблемой образования нагара на клапане EGR. В первую очередь это связано с использованием низкокачественного горючего. Однако существуют и другие причины – например, неисправности топливной системы или управляющей электроники. Наиболее опасны ситуации, при которых клапан заклинивает. По этой причине может наблюдаться нестабильная работа двигателя, а также потеря мощности. Для предотвращения негативных последствий необходимо проводить регулярную чистку клапана и патрубков магистрали. Вышедший из строя механизм подлежит замене. Однако это мероприятие предполагает серьезные затраты, в связи с чем многие водители попросту удаляют его из системы. Отметим, что в этом случае также потребуется перепрошивка блоков управления.