Найти тему
Мир Фэнтези

Лембас. Что это за пища, и почему смертные редко ели её?

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о Лембасе, эльфийском дорожном хлебе, который был достаточно распространён среди эльдар. В одной из моих публикаций уже затрагивалась эта снедь, однако там мною специально были опущены подробные сведения о ней, поскольку о той пище действительно есть, что сказать. Мы прекрасно знаем, что её изготавливали эльфы, и что именно её дали членам Братства Кольца, когда те были в Лотлориэне. Но почему же смертные так редко ели его, из чего он изготавливался и кто задумывал его изначально, - на все эти вопросы я и попытаюсь ответить сегодня.

Лембас (в некоторых переводах - путлиб; также эльфийский дорожный хлеб) - пища эльфов, рецепт которой хранился в строгой тайне. Её делали для утешения тем, кто отправился в долгое и трудное путешествие или тем, чья жизнь находилась в опасности. Только эльдар могли распоряжаться такой едой по своему усмотрению и никто более.

История

Спустя длительное время после пробуждения эльфов у озера Куивиэнен был организован Великий Поход на Запад. Для путешественников Йаванна через Оромэ послала им зёрна того растения, из которого впоследствии и готовился Лембас. Тот, вернувшись к Квенди, проинструктировал их насчёт того, как нужно выращивать, хранить и собирать те семена пшеницы [1].

Однако обучить искусству создания дорожного хлеба Оромэ решил Трёх Жён Вождей - Иминье, Татье и Энелье. Поскольку дар исходил от жены Аулэ, то именно она могла хранить и одаривать эльфийским дорожным хлебом кого бы то ни было, поэтому за ней закрепилось имя массание или бесаин: "леди", "кормилица". Впоследствии готовка этой пищи стала традицией среди женщин-эльфиек, которые получили название Йаваннильди (или на Синдарине Ивонвин), девы Йаванны [2].

Однако во время Великого Похода Западная Кукуруза (из которой и делали ту снедь) постепенно теряла силу из-за тусклого солнечного света, так что на момент прибытия в Белерианд её семян практически не осталось. Когда же нолдор, бежавшие оттуда, вернулись в Средиземье, с ними прибыли и новые партии Западной Кукурузы. Именно королевы имели право распоряжаться Лембасом, согласно обычаям эльдалиэ. Например, известно, что Мелиан из Дориата вручила Белегу дорожный хлеб для Турина, от которого тот позже отказался.

По особой милости Манвэ и Варды и из-за сострадания к Изгнанникам, семена Западной Кукурузы так и не погибли во время многочисленных войн с Морготом, и растение не выродилась даже к концу Первой Эпохи. К тому времени Галадриэль в совершенстве постигла искусство изготовления Лембаса и тогда считалась одной из его главных наследниц [3].

Во времена Войны Кольца только в Лотлориэне сохранился небольшой запас Западной Кукурузы. О том искусстве в Третью Эпоху знали лишь Галадриэль, Келебриан (позже ушедшая на Запад) и её дочь Арвен. В Лотлориэне Лембас достался всем членам Братства Кольца. Он немало помог Фродо и Сэму. Именно благодаря ему им удалось дойти до Роковой горы и не погибнуть по дороге. Однако с уходом жены Келеборна и смертью дочери Элронда то мастерство изготовления дорожного хлеба навсегда покинуло Средиземье (см. [3]).

Описание

Как писал Толкин в "Письме 210", Лембас имеет две функции: первая - для того, чтобы "придать правдоподобия длинным переходам при малом количестве провианта в мире", или, грубо говоря, для сокращения длинных путешествий в мире Толкина при небольшом запасе еды; вторая - "религиозный" оттенок, о чём записано в "Возвращении Короля", главе "Гора Рока" ("Лембас обладал свойством, без которого они давным-давно бы легли на землю и стали безропотно ждать смерти... Он питал волю, он давал силы выстоять и подчинить себе мышцы и сухожилия сверх меры, отпущенной смертным").

Наглядными примерами этого "сакрального" оттенка может послужить отношение Голлума к эльфийскому дорожному хлебу, который, откусив кусочек, сразу начал отплёвываться и в конечном итоге отказался от него, и ненависть к той снеди со стороны орков Мордора, ибо, как сказал Фродо Сэму после освобождения из башни Кирит Унгол, "они [Лембас] им не понравились даже больше, чем Голлуму", из-за чего твари покрошили их.

Лепёшки считались очень питательными (достаточно одного кусочка, чтобы не испытывать голод целый день), оставались свежими в течение многих месяцев, если их не ломать. Их верхний слой был коричневатого цвета, а начинка кремовой. Пробуя один из них, Гимли заметил, что эта еда похожа на те хлебцы, которые готовят жители Дейла, из чего можно извлечь, как мне кажется, разумное предположение: для изготовления Лембаса (помимо зёрен) использовались молоко и мёд. Известно, что Лембас, который вручила Белегу Мелиан, был завёрнут в серебряные листья, связанные нитями. Они же были скреплены печатью королевы - облаткой белого воска в форме цветка Тельпериона [4].

Эльфийским дорожным хлебом могли распоряжаться только эльдар. Так делалось не из жадности или ревности, хотя в Средиземье никогда не хранились большие запасы этой пищи; но потому, что эльдар предоставили сей дар их власти, а не использовать его для прокорма жителей земель, населённых людьми. Ибо, если смертные часто едят ту снедь, к ним приходит усталость от того мира, и они желают остаться среди эльфов, тоскуя по полям Амана, куда прийти по понятным причинам не могут [5].

Выращивание зёрен

Если зёрна сеяли в любое время года, за исключением морозов, то они вскоре прорастали и росли довольно быстро, находясь, правда, в тени цветов Средиземья и не вынося сильных ветров, которые приходили с Севера, пока Моргот обитал там. В противном случае требовалось лишь немного солнечного света для созревания, поскольку они быстро поглощали силу любого падающего на него луча света и заключали в себе сильную тягу к жизни из Амана, которую передавали нуждающимся [6].

Эльдар выращивали их в охраняемых землях и на залитых солнцем полянах, а после созревания собирались большие золотые колосья, причём вручную и без помощи всяческих металлических лезвий. Белый стебель извлекался из земли и вплетался в кукурузную лепешку для хранения зерна: ни один червь или грызущий зверь не прикоснётся к этому белому стеблю, а гниль, плесень и другие бедствия Средиземья не тронут его [7].

Название

"Лембас" - слово из Синдарина и происходит от более древней формы ленн-мбасс "дорожный хлеб". На Квенья оно звучит как коимас, что означает "хлеб жизни".

Примечания.

[1] - "Он принёс в дар от Манвэ и Варды семена пшеницы и проинструктировал Квенди о том, как их выращивать, собирать и хранить; но размол муки, её замешивание и выпекание в (пресный) «хлеб» возложил на «хлебных женщин»", - "Природа Средиземья: Изготовление Лембаса: Текст 1".

[2] - "Эльфы говорят, что впервые они получили эту пищу от Валар в начале их дней, во время Великого Похода. Ибо он сделан из зерна, которое Йаванна выращивала на полях Амана, и часть из них она послала им через Оромэ для помощи в долгом путешествии. Поскольку оно исходило от неё, королевы или самой великой среди эльфийских женщин любого народа, большого или малого, та обладала хранением и даром Лембаса, поэтому её называли массание или бесаин: «леди» или «кормилица»", - "История Средиземья, том XII", "Учения Пенголода: О Лембасе".

[3] - "Дорожный хлеб»: искусство, которому Ороме обучил Трёх Жён Вождей. Его делали из [?молотой] пшеничной кукурузы (специально привезённой им Ороме). Говорят, будто такая «Западная Кукуруза» постепенно теряла силу во время Великого Похода из-за тусклого солнечного света, и, когда эльфы дошли до Белерианда, семян Западной Кукурузы больше не осталось. Но после возвращения нолдор с ними прибыли новые партии того растения – и [она] по особой милости и из-за сострадания Манвэ и Варды не гибла там и не выродилась даже в конце Первой Эпохи. Галадриэль считалась одной из главных наследниц этого искусства. Но во времена В. К. только в Лориэне сохранилась Западная Кукуруза, и о том мастерстве знали только она сама и её дочь Келебриан (жена Элронда) и её внучка Арвен. С уходом первой и смертью последней изготовление дорожного хлеба, как и сами семена, навсегда покинули Средиземье", - "Природа Средиземья: Изготовление Лембаса: Текст 2".

[4] - "И вручила она Белегу лембас - дорожные хлебцы эльфов, завёрнутые в серебряные листья и перевитые нитями, нити же на узлах запечатаны были печатью королевы - облаткой белого воска в форме единственного цветка Тельпериона. По обычаю эльдалиэ одна только королева обладала правом распоряжаться этой снедью и оделять ею кого бы то ни было", - "Дети Хурина", "Турин среди изгоев".

[5] - "Это делалось не из жадности или ревности, хотя в Средиземье никогда не находилось больших запасов этой пищи; но потому, что эльдар приказали хранить сей дар в собственной власти, а не использовать его для прокорма жителей земель, населённых людьми. Ибо сказано, что, если смертные часто едят данный хлеб, то устают от своей природы, желая остаться среди эльфов и тоскуя по полям Амана, куда не могут прийти", - "История Средиземья, том XII", "Учения Пенголода: О Лембасе: Сноска".

[6] - "Теперь эти зёрна заключали в себе сильную жизнь Амана, которую они передавали тем, кто испытывал нужду и имел право использовать хлеб. Если его сеяли в любое время года, за исключением морозов, то тот вскоре прорастал и быстро рос, теряясь, несмотря на это, в тени цветов Средиземья и не вынося ветров, которые приходили с Севера, пока Моргот жил там. В противном случае ему требовалось лишь немного солнечного света для созревания, поскольку сей вид быстро поглощал силу любого падающего на него луча", - "История Средиземья, том XII", "Учения Пенголода: О Лембасе".

[7] - "Эльдар выращивали его в охраняемых землях и на залитых солнцем полянах; и собирались большие золотые колосья эльфами вручную, без применения какого бы то ни было металлического лезвия. Белый стебель извлекался из земли таким же образом и вплетался в кукурузную лепёшку для хранения зерна: ни один червь или грызущий зверь не прикоснётся к этому белому стеблю, а гниль, плесень и другие бедствия Средиземья не тронут его", - "История Средиземья, том XII", "Учения Пенголода: О Лембасе".

[8] - "«Лембас» – синдаринское слово и происходит от более древней формы ленн-мбасс «хлеб для путешествий». На Квенья его чаще всего называли коимас, что означает «хлеб жизни»", - "История Средиземья, том XII", "Учения Пенголода: О Лембасе".

Источники

1. "История Средиземья: Народы Средиземья, том XII" - Дж. Толкин: "Часть Третья: Учения Пенголода, О Лембасе".

2. "Письма" - Дж. Толкин: "Письмо 210".

3. "Властелин Колец" - Дж. Толкин.

4. "Дети Хурина" - Дж. Толкин: "Турин среди изгоев".

4. Собственное предположение (НЕКАНОН!).

5. Все фото взяты из открытых источников.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец

Хлеб
117,3 тыс интересуются