Найти в Дзене
Судострой

Зачем ледоколу гребной винт в носу?

Оглавление

В мире было построено немало ледоколов с гребными винтами в носовой части. Создавались такие суда в основном за рубежом. Однако есть ледоколы с носовыми винтами, построенные специально для работы в России, в том числе в Арктике.

Первые носовые гребные винты появились на ледоколах в конце XIX века. Такими винтами оснащались ледоколы "американского" типа, работавшие на Великих Озерах.

"Ермак"

На российских судах такая конструкция была впервые применена на ледоколе "Ермак", построенном при участии адмирала Макарова на английской верфи "Армстронг" в Ньюкасле.

Первоначальный вариант "Ермака" с носовым гребным винтом можно увидеть в виде модели в Музее Арктики и Антарктики / Фото: Судострой
Первоначальный вариант "Ермака" с носовым гребным винтом можно увидеть в виде модели в Музее Арктики и Антарктики / Фото: Судострой

Впрочем, с носовым винтом "Ермак" ходил не так уж и долго. Судно было спущено на воду в 1898 году. В 1899 году возле острова Шпицберген в Гренландском море прошли первые натурные испытания ледокола, во время которых носовой гребной винт был поврежден. После возвращения в Ньюкасл на ремонт носовой гребной винт был демонтирован.

Модернизированный "Ермак" в 1901 году успешно прошел ледовые испытания и после этого обеспечивал морские перевозки на Балтике и в Арктике до 1964 года. Ледокол "Ермак" стал прототипом для последующих арктических ледоколов, которые в основном обходились без носового винта.

Финские "капитаны"

Однако в 1950-х годах к ледоколам с носовыми движителями решили вернуться финские конструкторы. На верфи "Вяртсиля" был построен ледокол "Войма" с двумя кормовыми и двумя носовыми гребными винтами. Судно предназначалось для работы на Балтике, где успешно подтвердило проектные характеристики.

Модель ледокола с двумя носовыми винтами / Фото: Судострой
Модель ледокола с двумя носовыми винтами / Фото: Судострой

В дальнейшем по заказу СССР в Финляндии были построены три аналогичных ледокола. Первый из них, "Капитан Белоусов" до сих пор работает в Азовском море под флагом Украины.

Модель ледокола "Капитан Воронин" с двумя носовыми винтами / Фото: Судострой
Модель ледокола "Капитан Воронин" с двумя носовыми винтами / Фото: Судострой

Также носовые гребные винты использовались на части ледоколов проекта 97. Эта самая массовая серия советских ледоколов строилась на Адмиралтейском заводе (ныне – Адмиралтейские верфи).

Ледокол "Иван Крузенштерн" проекта 97 / Фото: Судострой
Ледокол "Иван Крузенштерн" проекта 97 / Фото: Судострой

Для чего?

Для чего усложнять конструкцию ледокола дополнительным носовым гребным винтом? Прежде всего, для улучшения маневренности. К тому же, в некоторых случаях гребной винт позволяет размывать ледяные торосы.

Для работы в Балтийском море и других неарктических водах носовой винт являлся преимуществом, однако в тяжелых ледовых условиях становился уязвимостью.

Эпоха ВРК

Вторым рождением носовых гребных винтов можно считать массовое применение винто-рулевых колонок (ВРК). Это также влияние финской проектной школы. Так, по одной носовой ВРК имеют ледокольные суда обеспечения "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий".

Модель ледокольного судна "Андрей Вилькицкий" / Фото: Судострой
Модель ледокольного судна "Андрей Вилькицкий" / Фото: Судострой

Суда построены по концепт-проекту Aker ARC 130A финского бюро Aker Arctic на Выборгском судостроительном заводе для компании "Газпром нефть" в 2018 году. Примечательно, что "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий" разработаны специально для работы в арктических условиях Обской губы, где толщина льда может достигать 2 м.

Дальнейшее развитие носовые винто-рулевые колонки получили в портовом ледоколе "Обь" проекта Aker ARC 124. Это судно так же построено в Выборге по концепт-проекту того же бюро. Ледокол был передан ФГУП "Атомфлот" в октябре 2019 года.

Здесь, по аналогии с ледоколами типа "Войма", в кормовой и носовой частях расположены по две ВРК. Судно спроектировано для работы в порту Сабетта в Обской губе.

Носовые ВРК портового ледокола "Обь" / Фото: Судострой
Носовые ВРК портового ледокола "Обь" / Фото: Судострой

Отрицательных отзывов о работе ледоколов нового поколения с носовыми ВРК встречать пока не приходилось. К тому же, во льдах кормой вперёд передвигаются и некоторые современные суда с кормовыми ВРК. Например, танкеры-газовозы высокого ледового класса.

Так что можно сказать, что сегодня мы наблюдаем новый этап противостояния гребных винтов и льда.