Начавшаяся в последний месяц в СМИ истерия по поводу общественной опасности малого электротранспорта в России удивляла меня с каждым днем всё больше и больше, пока, наконец, всё не встало на свои места, и не обозначились бенефициары всего происходящего.
Но обо всём по порядку.
Оглавление статьи:
- 3 реальные проблемы
- вернемся к атаке на электросамокаты
- почему электросамокат безопасен
- так кому это выгодно?
- PS.
Начну с того, что помимо того, что я автомобилист и активный велосипедист, я ещё и активный ходок по московским улицам — в хорошую погоду до 100 км по городу за неделю нахаживаю и так многие годы подряд. Поэтому я могу объективно судить о происходящих в городе изменениях, о появлении новых проблем и угроз для пешеходов в том числе. И вот что я скажу: вся эта истерика высосана из пальца, никакого засилия электросамокатов на городских улицах нет и уж тем более они не носятся среди пешеходов на умопомрачительных скоростях, снося всё живое на своем пути.
Если уж говорить о проблемах пешеходов, то я бы выделил 3 реальные проблемы:
1. Велодорожки, нарисованные поверх старых пешеходных (с бравадой: мы создали 85км велодорожек! Создали, ага. Проблемы вы создали!)
Дело в том, что большая часть велодорожек создана путем отрезания половины или трети от обычной пешеходной дороги. Это вредительство! Потому что это неудобно мне как пешеходу и неудобно мне как велосипедисту! Пешеходы тупо не помещаются в ширину оставшейся пешеходной части такой дорожки, толкаются и вынуждено выходят на велополосу. Велосипедисту мешаются вышедшие на его полосу пешеходы, которых он вынужден объезжать по пешеходной стороне, где на него теперь бросаются озлобленные пешеходы. Когда разметки не было, все прекрасно уживались вместе, никто ни от кого не требовал соблюдать разметку и не было нервотрепки по этому поводу. Сама по себе идея велодорожек может и неплохая, но только они должны быть новыми, а не отжимать пространство у пешеходов. Хотя как по мне, так разделение и ограничения это лишнее, пусть лучше просто будет БОЛЬШЕ дорожек, а мы уж сами разберемся - кто где гуляет.
2. Доставщики:
Вот это «чума» реальная! Я полагаю, что большая часть реально недовольных малым электротранспортом проецирует свой негатив на всех именно, сталкиваясь с ними. Это реальное бедствие! Они переходят улицу на красный, носятся, сломя голову, через толпу на чем угодно и даже ездят на бензиновом мопеде в трамваях! Вот с ними реально проблемы — от них, пролетающих мимо меня, я на улицах Москвы регулярно отпрыгиваю в сторону. И носятся они с дикими глазами (чем больше оббежишь, тем больше заработаешь) на всем подряд, включая мопеды. Электросамокат - из их арсенала и меньшее из зол!
3. Уборка улиц:
Отвратительная уборка улиц — ходить по городу невозможно, ступеньки могут по месяцу не чистится. По таким улицам только ноги ломать и под машины вываливаться, поскользнувшись. Об этом я писал ТУТ (ссылка кликабельна).
Теперь же вернемся к атаке на электросамокаты:
У меня электросамоката нет, я свой велосипед люблю и считаю его более спортивно-полезным, но он есть у мой жены, и за 3 года я накопил достаточно статистики его использования (кстати без единого чп).
Итак:
- Электросамокат легче, меньше и безопаснее для окружающих, чем велосипед, потому что с МТВ-велосипеда, если, например, под колеса «выпал» человек, мгновенно не слезешь, на нём только тормозить (и не у всех далеко велосипедов хорошие дисковые тормоза). С электросамоката, в критической ситуации, можно реально просто сойти (буквально, как со ступеньки) в сторону и выдернуть его рукой за собой (т. е. не прямо, а в сторону) — он достаточно лёгок, чтобы взрослый человек, даже небольшая женщина, была способна в критической ситуации это сделать (у жены был такой опыт — ребенок под колеса выпал, у меня (я иногда беру самокат, когда надо быстро «сгонять» по делам), когда меня тупо подрезала и тормознула машина — страшновато, но вполне можно спрыгнуть — ни сам, ни самокат не падаем, окружающие не страдают).
Зато в пользу электросамокатов в городе я могу привести множество аргументов:
- в ковидный концлагерькарантин электросамокат позволял перемещаться по округу без пропусков и ограничений + позволял не контактировать с окружающими в общественном транспорте.
- электросамокат в городе окупает себя за 1 сезон на билетах на общественный транспорт (при условии, что вам не надо мотаться на другой конец города), себестоимость поездки на элетросамокате в районе нескольких рублей.
- электросамокат быстрее общественного транспорта почти на треть, а если учесть, что не надо идти к остановке, то вообще вдвое. Т.е. мало того, что дешевле, так ещё и быстрее! Здесь важно уточнить, что быстрее не потому, что «гонять быстро», а потому что наземный транспорт в городе очень много времени теряет на подъезд к каждой остановке, высадке и посадке пассажиров + на самокате можно проехать маршрут диагональю, т. е. наиболее коротким путём, а не так как маршрут ОТ построен.
Кстати: электросамокат не так уж быстро и «летает», как может показаться — он скорее эластичен, чем резок. Я на велосипеде стартую быстрее.
Тогда как же все эти «лоси»? А вот тут тоже ОЧЕНЬ важный нюанс! Дело в том, что электросамокаты обладают мощностью не более 250 ватт и эта мощность сравнима с физической мощностью взрослого, здорового человека. Т.е. по динамике и скоростному режиму такой электросамокат эквивалентен обычному велосипеду (но при этом менее травмоопасен для окружающих, я это уже объяснял выше). А «лоси»? А то, на чем они носятся имеет мощность и вес уже куда большие и с точки зрения законодательства - это электроМОПЕД. На который по текущим законам нужны права и которому и так нельзя гонять по пешеходным тротуарам. И их так же легко отличить на глаз, как и мопед от велосипеда.
А как же новости? А с новостями всё просто: в огромной стране что-то где-то постоянно случается, например, в метро люди регулярно падают на рельсы — только потом никто не бегает по коридорам власти и не орёт, требуя запретить метро, рельсы и людей. А тут надо информационный фон подогреть, внушить страх и ужас электорату. Вот и вытаскиваются и демонизируются все подряд по теме новости, вплоть до мелочей.
И вот тут мы наконец подходим к самому интересному: так если все законы и так уже есть, к чему все эти истерики и демонизация?
Я тоже не мог понять, пока не услышал, где-то в интервью высказывание «население стало слишком богатое, ишь какой роскоши понакупало и жизни радуется!». И вот тут всё встало на свои места: электорат тупо готовят к новым налогам и штрафам, судя по всему ещё и на велосипеды.
PS. А вот по поводу сервисов аренды электросамокатов хочу высказаться отдельно: вокруг них (точек проката) действительно наблюдается повышенное скопление самокатчиков ведущих себя опасно, но тут проблема не в самокатах, а в прокате. Электросамокат, как и велосипед — требует определенных навыков управления. Владелец самоката «вкатывается» в него медленно, изучает и в итоге привыкает к своей «машине» - чувствует её, осознает тормозной путь и прочие границы безопасного управления. Относится к нему бережно, как к личному транспорту.
Прокатчики же, берут самокат как аттракцион — часто они вообще не умеют, не чувствуют и не понимают. Я не редко наблюдаю таких, едущих на меня по ломанной, непредсказуемой траектории, уже издалека вижу и понимаю — прокатные.
Но регулировать в этом случае надо именно организацию проката, а не стричь и кошмарить всех подряд