Найти тему

ПОСУДА ДЛЯ КОФЕ: ПОЧЕМУ ВАЖЕН НЕ ТОЛЬКО ЦВЕТ

Разбираемся, какой бывает посуда, нужно ли обращать внимание на её цвет и стоимость

Посуда для кофе — спорный предмет. С одной стороны, кофейни, которые подают кофе в чайных чашках. С другой стороны — бренды, которые специализируются на производстве кофейной посуды: продумывают форму и цвет чашек. Непонятно, какой из подходов наиболее верный.

В этой статье разберем, какой должна быть кофейная посуда, и приведем мнение Дмитрия Маурина, шеф-бариста и владельца кофейни Espresso Season, который разработал свой бренд посуды для кофе — ES Cup.

Как цвет и вес посуды влияют на восприятие еды и напитков

Кофейная посуда — это не просто часть интерьера или фирменного стиля кофейни. Чашка может усилить восприятие вкуса напитка: подчеркнуть его сильные или слабые стороны — яркую кислотность, выраженную сладость или горечь.

Ученые давно исследуют, как цвет и вес посуды влияют на восприятие вкуса еды и напитков. Результаты исследований представлены на сайте SCA.

Оказалось, мы склонны соотносить некоторые цвета с определенными вкусами: красный или розовый обычно ассоциируются со сладостью, зеленый — с кислотностью, а черный — с горечью. Если сравнить несколько сладких продуктов, то самым сладким покажется продукт красного цвета. То же самое с посудой: в красной посуде продукт будет казаться слаще, чем в белой.


Еда или напиток в красной посуде будут казаться более сладкими. © unsplash.com
Еда или напиток в красной посуде будут казаться более сладкими. © unsplash.com

Вес посуды тоже имеет значение. Та же серия исследований SCA показала, что образцы йогурта в тяжелой чашке больше нравились людям. Они казались более сытными и дорогими.

Если контейнер или чашка тяжелые, потребитель ярче воспринимает аромат и вкус продукта. Готов больше за него платить. И неважно, о чем идет речь — о коробках шоколада, банках безалкогольных напитков или даже бутылках с жидким мылом.

Вы можете самостоятельно проверить влияние цвета чашки и ее веса на ваши ощущения. Сравните, каким вам кажется кофе, если вы пьете его из розовой или черной чашки. Есть ли разница, когда вы используете для этого тяжелую чашку вместо легкой.

Как производители выбирают чашки и в чем сложность

Несмотря на исследования, владельцы кофеен и бариста по-разному относятся к влиянию веса и цвета чашки на восприятие напитка. Кто-то признает, а кто-то не уделяет этому внимание. Поэтому в выборе посуды кофейная индустрия разделилась на 3 группы.

1. Используют чайные кружки. В некоторых кофейнях не заморачиваются над посудой, используют обычные чайные чашки или покупают в Икее. Для них это оптимальный вариант — недорого и выглядит вполне привлекательно: можно взять одинаковые чашки, блюдца и тарелки.


Простые чайные кружки могут быть эстетичными и недорогими. © unsplash.com
Простые чайные кружки могут быть эстетичными и недорогими. © unsplash.com

2. Используют профессиональную керамическую посуду для кофе. Для таких кофеен важны не только форма и цвет посуды, но и ее объем. Он должен соответствовать нормам спешелти:

  • 60 мл — для эспрессо,
  • 150 мл — для капучино,
  • 300 мл — для латте.

Если объем посуды будет другим, бариста либо недольет, либо перельет напиток. Пропорции будут нарушены, напиток получится несбалансированным.

Приведем три самых популярных производителя такой посуды. Намеренно не указываем точные цены, потому что они отличаются у разных поставщиков.

Итальянские чашки Ancap — самая недорогая посуда в этом списке. У них удобная форма и подходящий объем чашек для капучино — 180 мл. Наиболее эстетичными считаются чашки в белом цвете, в цветном варианте ручка у чашки все равно остается белой, и многим не нравится такой дизайн.


Те самые цветные чашки Ancap. © d-ancap.ru
Те самые цветные чашки Ancap. © d-ancap.ru

Китайские чашки Loveramics — средний по стоимости вариант. Тяжелые, красивые и представлены в разных цветах: коричневом, красном, бирюзовом и других. Объемы соответствуют нормам спешелти. Производитель отмечает, что за счет толстых стенок чашки долго сохраняют тепло.


Чашки Loveramics — фото с официального сайта. © loveramics.com
Чашки Loveramics — фото с официального сайта. © loveramics.com

Новозеландский бренд Acme — самый дорогой вариант из представленных. Их производят в разных цветах и почти идеальном объеме — 150 и 290 мл. Производитель пишет о закругленных краях чашки, которые удобны для питья, и гладкой внутренней поверхности, облегчающей вливание молока. Единственный минус — цена.


Чашки Acme в кофейне Tasty Coffee
Чашки Acme в кофейне Tasty Coffee

Владелец кофейни может закупать чашки маленького объема у одного бренда, побольше — у другого.

В кофейнях Tasty Coffee используют чашки от Acme. Они — единственные, у кого совпадает кратность по желаемым объемам.

3. Используют керамику ручной работы. Как правило, такие кружки выбирают кофейни, которым важно быть в тренде. В этом случае можно выбрать посуду на любой вкус: с различной текстурой — матовой или глянцевой, с разным цветом внутри и снаружи чашки. Зависит от ассортимента производителя. Известные производители чашек ручной работы — Redneck и Agami.


Бокал для фильтр-кофе «Синичка» от Agami. © agami.moscow
Бокал для фильтр-кофе «Синичка» от Agami. © agami.moscow

Кофейни сами выбирают, что их устроит по качеству и цене. А главное — будет соответствовать их представлениям об идеальной чашке для кофе.

Дмитрий Маурин: «Я не нашел на рынке то, что устраивало меня, поэтому задумался о производстве собственной посуды»

Дмитрий Маурин, управляющий кофейни Espresso Season в Екатеринбурге, выпустил собственный бренд посуды для кофе. Мы узнали у Дмитрия, как появилась эта идея, какие сложности его поджидали, и что получилось в итоге.

«В кофейнях много внимания уделяют посуде. Важна и форма, и диаметр, и объем.

Нам было важно, чтобы чашки подходили под объем наших напитков и были коммерчески применимы. То есть могли бы вставляться друг в друга и удобно храниться на кофемашине. На это влияет угол наклона стенок и диаметр.

Я не нашел на рынке то, что устраивало меня, поэтому задумался о производстве собственной посуды. Сперва не было понимания, кто это делает и как. Я изучал производство, делал запросы на несколько фабрик, изготавливающих керамическую посуду.

У меня было свое представление о форме чашки: я понимал, какие будут удобны в работе и хотел реализовать эту идею. Но столкнулся с особенностями изготовления, которые не дают в точности повторить то, что я задумал. Пришлось идти на компромисс.

Около года я потратил на то, чтобы прийти к первым опытным партиям. У нас получилось создать хорошие чашки на 150 мл, 225 и 300 мл. На 225 мл — самая удачная: сбалансированная по размеру и удобная для подачи капучино и латте.


Чашка es_cups в кофейне Espresso Season в Екатеринбурге. © https://www.instagram.com/espressoseason
Чашка es_cups в кофейне Espresso Season в Екатеринбурге. © https://www.instagram.com/espressoseason

Правда, стабильно производить одинаковые чашки не всегда получается. Усадка и толщина стенок может быть разной для каждой партии. Это зависит от многих факторов. Но мы работаем над тем, чтобы чашки получались одинаковыми всегда: в команде есть люди, которые стремятся свести разброс к минимуму.

Мы старались сделать чашки минималистичными: тонкий фарфор, без ручки. Это красиво, их удобно хранить, а бариста не нужно заморачиваться и центровать к ручке латте-арт.

В качестве материала для наших чашек мы используем фарфоровую смесь от немецких производителей. Она более качественная — белая и меньше вкраплений. На теплоемкость материала не обращаем внимание, потому что для нас это неважно. Наши напитки должны подостыть, чтобы вкусовые рецепторы их воспринимали.

При выборе цветов мы опирались на то, какие сенсорные характеристики напитка они подчеркивают. Например:

  • желтый подчеркнет вкусы косточковых желтых фруктов,
  • бирюзовый передаст свежесть и высокую яблочную, ягодную или цитрусовую кислотность,
  • розовый подчеркнет сладость конфет, бубль-гум в напитке,
  • черный передаст вкусы шоколада, орехов, поджаренного хлеба,
  • белый — универсальный вариант: кофе будет ощущаться более легким и питким.

Мои любимые чашки — белые. Они более чистые, нет рисков переборщить с цветом. К тому же они стабильнее в производстве».

Рассмотреть поближе чашки Es Cup можно в инстаграме кофейни Espresso Season.

Какой должна быть посуда — выбор за вами

Посуда влияет на восприятие напитка гостем: красная и розовая подчеркивает сладость, бирюзовая — кислотность. А более тяжелая чашка создает ощущение насыщенного напитка.

Бариста может экспериментировать и управлять вниманием гостя — менять цвет чашки, чтобы усилить определенные дескрипторы. Тот же прием они используют на соревнованиях.

Владельцы кофеен и бариста выбирают чашки по объему, качеству и цене. Важно и соблюдение фирменного стиля кофейни. Каждый ищет и находит то, что удовлетворит его запрос.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал: https://zen.yandex.ru/tastycoffee



Еда
6,23 млн интересуются