Найти тему

Словарь велоновичка: трансмиссия, амортизация.

Если вы недавно заинтересовались велотемой, то, скорее всего, многие слова, встречаемые в данном контексте, будут для вас незнакомы или непонятны. Попробую раскрыть смысл некоторых из них. Владение терминологией будет полезно при общении с другими велосипедистами, чтении форумов. Понимая значение слов, вам будет проще выбрать нужный вам велосипед в магазине - особенно, в он-лайн, где приходится выбирать по описанию и характеристикам. Так как специальных терминов достаточно много – я разобью их на пару частей – в первой же остановлюсь на связанных с особенностями трансмиссии и амортизации.

Передача велосипеда (или скорость) - передаточное соотношение между вращением педалей и колеса. Например, если один полный круг вращения педалей приводит к двум оборотам колеса, то можно сказать, что передаточное соотношение 1 к 2-м (записывается как 1:2). Соотношения могут быть и дробными – 1:2,5 - означает, что один оборот педалей приводит к двум с половиной оборотам колеса. Чем второе число в соотношении больше, тем крутить педали сложнее, но зато можно достичь более высокой скорости. Впрочем, тут нужно ещё учесть диаметр колеса - чем меньше колесо, тем проще его крутить.

Сингл (синглспид, single-speed, односкоростной) – велосипед, имеющий только одну передачу. Она определяется соотношением числа зубцов на передней (или ведущей) звёздочке к числу зубцов на задней звёздочке. На синглах, очевидно, имеется только по одной передней и задней звёздочке. Старые советские велосипеды типа «Урал», «Салют», «Орлёнок» были синглами. Преимущества синглов – в их простоте, а значит и в более низкой стоимости.

Фикс (fixed gear, велосипед с прямой передачей) – разновидность сингла, у которого нет холостого хода. Педали прямо соединены с колесом цепью: любое вращение педалей – хоть назад, хоть вперёд - приводит к вращению колеса в соответствующем направлении, любое вращение колеса передаётся во вращение педалей; колесо не может крутиться, когда не крутятся педали. Если на фиксе поехать с горки и убрать ноги с педалей – то педали всё равно будут вращаться. Максимально простой и лёгкий вид велосипедов. На них, как правило, даже не ставят тормоза – тормозить нужно, резко останавливая педали, что приводит к блокировке заднего колеса (приём называется скиддинг). Новичкам покупать фикс не рекомендуется – эти велосипеды только для тех, кто точно знает, что ему нужно.

Многоскоростной велосипед. Велосипед, у которого велосипедист, по ходу движения, может менять передаточные соотношения. Это сильно увеличивает универсальность и комфорт велосипеда, т.к. позволяет выбрать оптимальную передачу в зависимости от условий движения (грунтовка, горка, ветер, ровный асфальт) и физического состояния велосипедиста.
Существует два основных способа обеспечения нескольких скоростей на велосипеде:

  • системы, имеющие по несколько передних и задних звёзд – плюс переключатели, производящие перекидывание цепи между звёздочками.
  • планетарные втулки.

Новичкам я советую покупать только многоскоростные велосипеды.

Многоскоростная трансмиссия 2х11. фото автора.
Многоскоростная трансмиссия 2х11. фото автора.

Трансмиссия 1х. Велосипедная трансмиссия многоскоростного велосипеда, в которой имеется только одна ведущая звёздочка и несколько задних (как правило, от 7 до 12). Отсутствие переднего переключателя делает велосипед легче, а управление им – проще. Впрочем, недостатки тоже имеются – более узкий диапазон доступных передаточных соотношений, необходимость точного подбора размера ведущей звезды.

Планетарка (Internal Geared Hub). Велосипед с планетарной втулкой несложно перепутать с синглом, т.к. у него так же по одной звезде спереди и сзади. Весь же механизм переключений расположен внутри втулки – поэтому она более увесистая. Выпускают планетарки с числом скоростей от 3 до 11. Недостатки такой системы передач в её большей массе, цене, худшем накате, сложности обслуживания. Впрочем, они настолько надёжны, что обслуживать, скорее всего, не понадобиться за весь период эксплуатации.
Тем не менее, планетарки распространены куда меньше, чем многозвёздочные трансмиссии и, как правило, их ставят на достаточно дорогие городские велосипеды, не предназначенные для жёстких условий эксплуатации.

Ременной вел (Belt-driven bicycle) – велосипед, в котором усилий от педалей к колесу передаются не через цепь, а посредством ремня. Ременной привод не нуждается в смазке, легче, тише. Но такой велосипед может быть только либо односкоростным, либо с планетарной втулкой, со всеми присущими ей недостатками. Кроме того, ременной привод требует особой рамы с размыкаемым пером. По вышеназванным причинам велосипедов с ременной трансмиссией на рынке очень мало.

Ригид (rigid) - велосипед, не имеющий амортизаторов. Несмотря на то, что такие велосипеды менее комфортны на плохих дорожных покрытиях - они легче, более эффективны в плане передачи усилия от педалей на колесо. Ну и жёсткая вилка обычно дешевле, чем амортизационная. Поэтому ригидными делают спортивные велосипеды, предназначенные для высоких скоростей и дальних дистанций либо бюджетные, предназначенные для удовлетворительных дорог.

Хардтейл (hard-tail) – велосипед, имеющий амортизационную вилку. Они всё ещё сохраняют достаточный накат, но, тем не менее обеспечивают больший комфорт, по сравнению с ригидными велосипедами, при движении по пересечённой местности.

Двухподвес (full suspended bike) – велосипед с амортизацией как на переднем, так и на заднем колесе. Амортизаторы смягчают удары и помогают лучше контролировать велосипед. Другими словами, это велосипеды для экстремальных условий. При езде же по дорогам – двухподвесы будут проигрывать как ригидам, так и хардтейлам – больше вес, меньше накат, при прочих равных – выше цена.

Друзья, подписывайтесь на канал - скоро выйдет следующая часть словаря. Кроме того, на канале уже размещено много материала про велосипеды, в частности - более подробно про трансмиссии и амортизаторы.

Авто
5,66 млн интересуются