Шкатулка за девяносто тысяч рублей, футляр для очков за пятьдесят тысяч... Думаете, я гуляю по ЦУМу или ГУМу? Но нет. Я в Федоскино - обычном подмосковном селе, где живут не олигархи, а самые простые люди. Наша дружная компания ценителей искусства приехала сюда, чтобы побывать на производстве знаменитой федоскинской лаковой миниатюры. Хотя этот русский бренд невероятно популярен у иностранцев и имеет вековую историю, мы всё же были «слегка» ошарашены, увидев цены в магазине при фабрике. Чем же обусловлена столь космическая стоимость лаковой продукции? На этот вопрос я и пыталась найти ответ в ходе экскурсии «К Жар-птице на русской тройке» от компании «Магазин путешествий», которая была посвящена самым известным народным промыслам Подмосковья.
Федоскино не зря называют родиной русских лаков, ведь именно отсюда это ремесло распространилось по всей Руси. Всё началось в 1795 году, когда купец второй гильдии Пётр Иванович Коробов организовал в селе производство лакированных армейских козырьков. Делали их из папье-маше - легко поддающейся формовке массы, получаемой из бумаги или картона с добавлением клеящих веществ. Хотя козырьки были затеей прибыльной, останавливаться на достигнутом Коробов не планировал. Во время своего путешествия по Европе, он посетил расположенную в Брауншвейге фабрику по изготовлению табакерок: в то время эти маленькие коробочки пользовались огромным спросом в Старом Свете из-за повальной моды на нюхательный табак. Петру Ивановичу модный тренд пришёлся по душе, и он решил организовать производство табакерок в России.
Коробов изучил все технологические нюансы и выписал из-за границы специалистов, которые помогли ему с обучением местных мастеров новому ремеслу. Правда, расписывать папье-маше они начали лишь с 1814 года - до этого на шкатулки просто наклеивали картинки. Федоскинские художники поставили высокую планку: они не просто покрывали поверхность изделий орнаментом, а создавали настоящие живописные миниатюры, равняясь на творцов эпохи Возрождения. Даже сказочные персонажи выглядят на их работах как живые люди: именно эта трёхмерность и реалистичность отличает федоскинскую роспись от плоской, лубочной росписи Палеха и Мстеры.
Особого расцвета промысел достиг в тот момент, когда дочка Коробова Екатерина вышла замуж за купца Лукутина. Лукутины были меценатами и вообще людьми просвещенными: их стараниями мастера, работающие на фабрике, получали образование в Строгановке, что, разумеется, сказалось на качестве продукции. Лаковые шкатулки из Федоскино обрели популярность в Европе, на них даже ставили клеймо в виде золотого двуглавого орла. Традиционными сюжетами федоскинских росписей стали чаепития, портреты русских красавиц, пейзажи, сценки из крестьянской жизни, ну и, конечно легендарная «Тройка». К огромному счастью, после революции промысел удалось сохранить, и сейчас, как и двести лет назад, вы можете увидеть федоскинских художников за работой.
Технология производства лаковой миниатюры всё та же, что была при Лукутиных, и включает семь этапов. Чтобы добиться нужной толщины стенок изделия, мастер сначала склеивает между собой несколько листов картона, используя как основу деревянный шаблон. Этот процесс называется «навивка картона». Минимальное количество слоёв - шесть, но их может быть и пятнадцать. Заготовку помещают в пневматический пресс, благодаря чему удаляется лишний клейстер, а затем её отправляют в сушильный шкаф (как минимум на две недели). На следующем этапе изделие в течение 4-5 минут варят в льняном масле, чтобы сделать его прочным, а потом опять сушат его - на этот раз в печи. Температура повышается постепенно, чтобы промасленный картон не загорелся. Теперь заготовка выглядит как дерево, но при этом обладает более высокой прочностью.
Наступает черед «опиловки»: мастер разрезает затвердевшее папье-маше на несколько частей и обрабатывает их на станке - из каждого элемента получится отдельная шкатулка. Изделия грунтуют и шпаклюют, в очередной раз сушат и шлифуют, затем покрывают их несколькими слоями лака и полируют. Крышку шкатулки присоединяют к основанию с помощью шарнирных петель. И вот много недель спустя лакированная коробочка, наконец, попадает к художникам. Они работают исключительно масляными красками с применением как плотного, так и сквозного письма. Сначала, путём нанесения крупных цветных пятен, делается общий набросок композиции, на втором этапе формы уточняются и рисунок детально прорабатывается, и, наконец, финальная стадия подразумевает добавление бликов и создание эффекта свечения с помощью прозрачных красок. После каждого этапа изделие покрывается лаком - таких слоев будет не меньше тридцати.
При изготовлении шкатулок используется сусальное золото и кусочки перламутра, а весь процесс производства занимает от двух с половиной месяцев до года! Теперь-то вы понимаете, почему федоскинская миниатюра стоит так дорого? Чудесные лаковые изделия часто выбирают в качестве подарка сильным мира сего: шкатулка из Федоскино есть у английской королевы, Папы Римского и премьер-министра Великобритании. Кстати, раньше на шкатулку давали столетнюю гарантию, а качество лака проверяли кипятком. Но я бы, честно сказать, не рискнула провести такой эксперимент на предмете стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. А вы бы отважились?😊
Организатор экскурсии туроператор " Магазин путешествий ".