Одной из самых интересных стран в автомобильной промышленности является Вьетнам. Постоянные разговоры о первом национальном бренде наверняка уже наплодили кучу шуток внутри государства. Как минимум по той причине, что этих самых "Первых" и "Национальных" было аж несколько штук. VinFast по сути является четвёртым по счёту "Первым национальным". И сегодня нам предстоит познакомиться с актуальной линейкой производителя.
Рассказ об этом бренде стоит начать издалека.
Компания основана в 2017 году, головной офис находится в Ханое. Исполнительным директором является бывший топ-менеджер GM Джеймс ДеЛука, а пост директора по дизайну занял перешедший из американской корпорации Дэвид Лайон. Название VinFast - это отнюдь не "Быстрая Победа", как может показаться на первый взгляд, а сокращение от вьетнамских слов:
Việt Nam (Вьетнам)
Phong cách (Стиль, Ph=F)
An toàn (Безопасность)
Sáng tạo (Творчество)
Tiên phong (Пионер)
Основателем является Фам Нят Выонг - первый долларовый миллиардер из Вьетнама. Учился сей персонаж в Москве, получив образование в Российском Государственном Геологоразведочном Университете. Поразительно, но первым бизнесом будущего миллиардера стала продажа лапши быстрого приготовления. В 1993 году наш герой уже занимался недвижимостью, основав фирму VinGroup, но его главной мечтой было создание первого исконно Вьетнамского автомобильного бренда.
В 2018 году на Парижском автосалоне были представлены первые модели Lux А2.0 и Lux SA2.0, в разработке которых приняли участие такие известные компании как Pininfarina, BMW и Magna Steyr. Специально для них был построен завод в Хайфоне, третьем по величине городе Вьетнама. В предприятие, мощностью 250 тысяч автомобилей и столько же скутеров в год, было вложено 3,5 млрд долларов. Поскольку быстро подготовить к производству оригинальные автомобили не представлялось возможным, в VinFast параллельно занялись разработкой и производством куда более востребованных на местном рынке скутеров. Однако случился парадокс - первым и, пожалуй, самым важным в истории бренда автомобилем стала другая модель, о которой и пойдет речь дальше.
VinFast Fadil (2019) Несмотря на громкую премьеру бренда и весь пафос, по-настоящему первым серийным автомобилем марки стали не оригинальные модели на базе BMW, а всего лишь лицензионный клон псевдокроссовера Opel Karl Rocks. В июне 2018 года компания VinFast заключила стратегический договор с концерном General Motors. Это позволило VinFast выкупить завод GM в Ханое, на котором и производится этот кросс-хэтчбек. Прежде на этом предприятии мощностью 30 тысяч машин в год выпускали автомобили Chevrolet Aveo, Captiva, Cruze, Orlando и Spark прошлого поколения, машинокомплекты поступали из Южной Кореи. Такая же схема остаётся актуальной и по сей день, в том числе и для VinFast Fadil, так как именно в Корее и был разработан Opel Karl. Более того, некоторые из американских моделей остались на конвейере, теперь их производство считается контрактным и за каждый выпущенный автомобиль Chevrolet новые владельцы завода получают комиссионные.
Но вернемся к Fadil. Внешне он отличается от своего немецкого коллеги корейского происхождения только эмблемами и решеткой радиатора. Однако по технике все несколько иначе. Безусловно тут без откровений - вьетнамский автомобиль унифицирован с другой моделью на этой же платформе - пятидверкой Chevrolet Spark. Если Karl в Европе предлагается исключительно с трехцилиндровым литровым мотором мощностью 75 лошадиных сил, то Fadil оснащен четырехцилиндровым двигателем GM LV7 1.4 от Спарка, который выдает куда более внушительные 98 л.с. Трансмиссия - вариатор. В стандартной комплектации присутствуют две подушки безопасности, АБС, кондиционер и парктроник. Топовая версия имеет шесть подушек, ESP, климат-контроль, медиасистему и камеру заднего вида.
Первые серийные VinFast Fadil вышли из ворот завода 14 июня 2019 года. А уже 17 июня покупатели начали получать свои автомобили. Цена составила 394 500 000 донгов, что составляет примерно 16 900 долларов. Однако это цифры без учёта налогов (во Вьетнаме на автомобили действуют совершенно конские налоги, поэтому большинство населения предпочитает покупать скутеры)
Согласно официальным Вьетнамским статистическим данным, в первом квартале 2020 года было продано 5 124 автомобиля VinFast, что позволило бренду занять 5 место на рынке Вьетнама. Из этого числа 62 процента пришлось именно на модель Fadil. Всего за весь 2020 год было реализовано 29 485 автомобилей марки. Причем в последний месяц года VinFast установил свой собственный рекорд месячных продаж, которые составили 4 503 автомобиля.
VinFast Lux A2.0 (2019) Этот седан является первым оригинальным автомобилем бренда. В основе лежит лицензионная платформа от BMW 5-series поколения F10 (2010-2017). Под капотом, лицензионный же четырёхцилиндровый двигатель BMW N20B20 объёмом 2 литра, который в зависимости от форсировки развивает 174 или 228 лошадиных сил (300 или 350 Нм). Автоматическая 8-ступенчатая коробка передач известной компании ZF. За дизайн отвечала итальянская дизайн-студия Pininfarina. Концепт был представлен в 2018 году на Международном Парижском автосалоне. Уже осенью 2019 года началось серийное производство Lux A2.0 на основном заводе компании в Хайфоне.
На данный момент приобрести Вьетнамский Люкс можно по ценам от 1 017 175 000 до 1 239 234 000 вьетнамских донгов (3 272 000—3 987 000 рублей). Напомним читателям, что во Вьетнаме легковые автомобили облагаются гигантскими налогами ещё при покупке. Несмотря на цены, ежемесячные продажи седана составляют 1000-1300 экземпляров. Отметим, что компания не раз выражала желание выйти на рынок РФ. Облегчает данную задачу беспошлинный импорт, который предоставляется Вьетнаму по соглашению о свободной торговле с ЕАЭС, действующему с 2016 года. Однако на данный момент планы пересмотрены из-за пандемии.
VinFast Lux SA2.0 (2019) Первый кроссовер бренда. В основе лицензионная платформа от BMW X5 поколения F15 (2014-2018), при этом вьетнамец оказался немного крупнее «икс-пятого». Длина - 4940 мм (+54), ширина - 1960 (+22), высота - 1773 (+11), колёсная база - 2933 мм (одинаковые). Остальные агрегаты абсолютно такие же, как и у седана Luх A2.0. Из отличий можно отметить только то, что кроссоверу двухлитровый турбоагрегат доступен только в топовой форсировке на 228 л.с. За дизайн отвечала итальянская дизайн-студия Pininfarina. В доводке агрегатов участвовали такие фирмы как AVL и BorgWarner.
Концепт был представлен в 2018 году на Международном Парижском автосалоне. А уже осенью 2019 года началось серийное производство Lux SA2.0 на основном заводе компании в Хайфоне. На данный момент приобрести кроссовер можно по ценам от 1 552 090 000 до 1 835 693 000 вьетнамских донгов (4 922 000—5 821 000 рублей).
VinFast President (2020) Несмотря на то, что производитель позиционирует President как отдельную модель, по большому счёту это всего лишь модификация Lux SA2.0, построенная на всё той же платформе BMW X5 поколения F15 (2014-2018).
Машина получила ряд изменений: в числе прочего подкорректированные передний и задний бампер, изменённые пороги, новая решётка радиатора, на капоте появился воздухозаборник, необычное цветовое оформление кузова, но самое главное отличие от обычного кроссовера кроется под капотом. Исполинский американский атмосферный двигатель GM LT1 V8 от Chevrolet Corvette объёмом 6.2 литра (420 л.с., 624 Нм. С ним President может разгоняться до сотни за 6.8 секунд. Максимальная скорость 300 км/ч. Согласно официальным данным расход топлива составляет: в комбинированном режиме — 15,83 л /100 км, в городском — 23,43 л/100 км, на трассе — 11,58 л/100 км.
Материалы в салоне полностью под стать премиальному статусу автомобиля — кожа наппа от американской компании Eagle Ottawa и изготовленный в Италии натуральный шпон дерева. Оснащение также работает на образ — передний и задний ряды кресел оборудованы массажем, подогревом и вентиляцией. President встал на конвейер 7 сентября 2020 года. По словам пресс-службы бренда, производство ограничится 500 экземплярами. На сайте VinFast этот автомобиль ещё значится в продаже. И это неудивительно, ведь актуальная цена в 4 600 000 000 вьетнамских донгов (14 934 000 рублей) явно не способствует масштабному спросу.
А на этой ноте актуальный модельный ряд VinFast заканчивается. Далее мы поговорим об перспективных моделях бренда.