Как и обещал ранее, я обращаюсь к вопросу, кто и когда разукомплектовал кабину Т-4, представленного в монинском музее ВВС. Напомню, сейчас кабина самолёта выглядит так:
По сети давно гуляет версия, что Т-4 передали в музей с полностью комплектной кабиной, но в 1990-е годы некие злоумышленники её разграбили. Также эта версия снабжается подробностями, что злоумышленниками была съёмочная группа студии «Центрнаучфильм», которая в 1995 году снимала фильм «Неизвестная "Сотка"». Откуда пошла эта легенда, понять не сложно. Именно во время съёмок этого фильма лётчик-испытатель Владимир Ильюшин и штурман-испытатель Николай Алфёров впервые подкатили стремянку и заглянули в кабину.
Никаких подтверждений версия о разграблении кабины Т-4 не имеет, но продолжает гулять как один из мифов о музее. Что ж, придётся опровергнуть и этот миф.
Миф №10
Кабину самолёта Т-4 разграбили в 1990-е годы
А поможет мне в его развенчании всего одно фото. Его автор пока неизвестен, но оно совершенно точно снято в период с 1987 по 1989 год.
Как я определил период съёмки? Объясняю.
Стоящий на заднем плане вертолёт Ка-25ПЛ (б/н 17) до 1987 года стоял в другом месте ‒ напротив, через дорожку.
А стоящий слева от него самолёт Як-23 (б/н 15), в 1989 году уже стоял на своём нынешнем месте, за хвостом Т-4, рядом с Як-17.
Таким образом, фото сделано за несколько лет до распада СССР, когда не могло идти и речи о разграблении посторонними лицами секретного самолёта в закрытом военном музее.
Упомянутое мной фото дошло до нас в высоком разрешении и сделано с ракурса, который позволяет «заглянуть» внутрь кабины. Благодаря этому на увеличенном фрагменте фотографии прекрасно видно, что приборная доска самолёта пуста точно так же, как сейчас.
Вот снимок, сделанный мной с той же точки в апреле 2021 года.
Всё вышесказанное абсолютно недвусмысленно свидетельствует о том, что приборное оборудование из кабины самолёта Т-4 было демонтировано сотрудниками ОКБ им. П.О. Сухого в период с 1975 по 1982 год ‒ после прекращения испытаний, но до передачи самолёта в музей. Я полагаю, что кабина была разобрана одновременно с демонтажем катапультных кресел, двигателей и остального оборудования непосредственно перед транспортировкой Т-4 из Жуковского в Монино.
Другие статьи про самолёт Т-4 «Сотка»:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!