Найти в Дзене
Советская авиация

Как сейчас выглядит кабина легендарного самолёта Т-4 «Сотка»

Я продолжаю свою серию статей про самолёт Т-4 «изделие 100». Я уже рассказал про историю с отвалившимся в 1994 году носовым обтекателем и показал внутренность мотогондолы самолёта. Сегодня речь пойдёт о самом интересном ‒ о кабине экипажа. Экипаж самолёта Т-4 помещался в кабине, разделённой на два отсека негерметичной перегородкой. В переднем отсеке располагалось кресло лётчика, а за перегородкой в заднем отсеке ‒ кресло штурмана-оператора. В кабине были установлены органы управления самолётом, двигателями и приборы прицельного и навигационно-пилотажного оборудования. А я хочу обратиться к уникальным фотографиям кабины лётчика, сделанным больше десяти лет назад во время работ по восстановлению окраски. Справа внизу видно рельсы для установки катапультного кресла К-36. Само кресло демонтировано и сейчас, возможно, хранится в ОКБ Сухого, вот его фото: Теперь поподробнее рассмотрим приборную доску кабины лётчика. К сожалению, в ней отсутствуют все индикаторы и указатели (почему ‒ об этом
Оглавление

Я продолжаю свою серию статей про самолёт Т-4 «изделие 100». Я уже рассказал про историю с отвалившимся в 1994 году носовым обтекателем и показал внутренность мотогондолы самолёта. Сегодня речь пойдёт о самом интересном ‒ о кабине экипажа.

Экипаж самолёта Т-4 помещался в кабине, разделённой на два отсека негерметичной перегородкой. В переднем отсеке располагалось кресло лётчика, а за перегородкой в заднем отсеке ‒ кресло штурмана-оператора. В кабине были установлены органы управления самолётом, двигателями и приборы прицельного и навигационно-пилотажного оборудования.

-2

А я хочу обратиться к уникальным фотографиям кабины лётчика, сделанным больше десяти лет назад во время работ по восстановлению окраски.

Фото: MayDay
Фото: MayDay

Справа внизу видно рельсы для установки катапультного кресла К-36. Само кресло демонтировано и сейчас, возможно, хранится в ОКБ Сухого, вот его фото:

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Теперь поподробнее рассмотрим приборную доску кабины лётчика. К сожалению, в ней отсутствуют все индикаторы и указатели (почему ‒ об этом в одной из следующих статей).

Фото: MayDay
Фото: MayDay

Вот эта же приборная доска во времена, когда самолёт ещё только проходил испытания. В целом, тут представлено довольно много серийных приборов, а рукоятка управления очень похожа на таковую у самолёта Су-24, что оставляет надежду на возможность в будущем восстановить внешний вид кабины.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Левый пульт лётчика. Здесь главенствующее место занимали рукоятки управления тягой двигателей (РУДы).

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

А на следующем фото видно, как левый пульт выглядит сейчас.

Фото: MayDay
Фото: MayDay

На правом пульте картина аналогичная.

Фото: MayDay
Фото: MayDay

А вот так он выглядел изначально. Интересное решение ‒ вынесенная наружу батарея предохранителей.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Кабина штурмана-оператора содержала навигационное оборудование и управление вооружением. Также здесь были частично продублированы датчики индикаторы параметров полёта для разгрузки лётчика. Современных фотографий этой кабины нет, как и нет оснований сомневаться, что картина там аналогична кабине лётчика.

Фото: ОАО «ОКБ Сухого»
Фото: ОАО «ОКБ Сухого»

Кстати, прямое участие в создании кабины принимали лётчик-испытатель B.C. Ильюшин и штурман Н.А. Алфёров. Именно они составляли экипаж самолёта «101» в испытательных полётах.

-12

Лётчики должны был работать в скафандрах, обеспечивающих полёт в случае разгерметизации кабины. Опытный авиационный скафандр «Сокол», разработанный для лётчиков Т-4 в НПП «Звезда», сегодня можно увидеть в музее ОКБ Сухого.

-13

Сейчас в аварийно-спасательных скафандрах версии «Сокол-К» летают к МКС экипажи «Союзов». А его новейшая модификация «Сокол-М» планируется к использованию на космическом корабле «Федерация». Поэтому глубоко ошибаются те, кто утверждает, что проект Т-4 был бесполезной тратой 1300000000 советских рублей.

Фото: Andrey Shelepin / images.nasa.gov
Фото: Andrey Shelepin / images.nasa.gov

Другие статьи про самолёт Т-4:

Самолёт Т-4 «Сотка» | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!