Найти тему
Лодочник

Какие они, лоцманы в Суэцком и Панамском каналах

Кэп взял микрофон рации и стал вызывать лоцманскую службу (пожаловаться на лоцмана). Лоцман бросился к кэпу и стал вырывать микрофон. На помощь к кэпу кинулся рулевой...
10 секунд хватило, чтобы ситуация стала необратимой.

Автор: Евгений Михалев.

У всех на слуху инцидент с контейнеровозом Ever Given в Суэцком канале. И я сразу вспомнил историю, связанную с проходом, уже другого, Панамского канала...

Эти события дополняют рассказы «Время великого ничегонеделания», «Курс на Гавану» и « Один на один с тунцом».

В 1982 г. я работал на СРТМ-к 1451, в должности рыбмастера. Около Канарских островов наше судно встретилось с СРТР из нашего колхоза «Маяк».
Рыбаки закончили свой рейс и часть своего снаряжения передавали нам. Все шло замечательно, но когда дело дошло до передачи здоровенной бухты «проводника», намотанного на большую катушку - дело встало...

В этот момент я и появился на кормовой палубе.
Подхожу к Саше (ст. тралмастер)
- "Быстро управились, несмотря на такую зыбь."

Ветра совсем не было, но огромные волны вразнобой поднимали наши суда,стоящие рядом.

- "Какое управились" - Саня придав лицу свирепое выражение-продолжил более злым голосом
- " И нечего тут под ногами путаться - когда идут грузовые операции!.."

- Саш... сделай лицо попроще. Что случилось?

- Да вон у них на борту «проводник», тяжелый с-ка, на 400 кг. тяжелее, чем грузоподъемность стрелы. Конечно его можно на лебедку потихоньку наматывать, но время это займет пару часов. А ихний кэп приказал через пол-часа, отход...

- Неужели грузоподъемность стрелы так точно рассчитана? Должен же быть какой то запас? - Спрашиваю.

- Должен! Но если сломаем стрелу, будут большие проблемы.

- А если не сломаем?..

Саня молча пододвинул ко мне выносные пульты управления стрелами...

До работы в р/к «Маяк», я 10 лет работал помощником капитана по производству (технологом) на судах БМРТ... Какие пульты?
Какие лебедки?..
Но отступать было поздно.
Свистнув лебедчику с соседнего судна, подгадав когда их судно чуть чуть не дошло до верхней точки подъема на волне я, работая тумблерами, перетащил барабан с «проводником» на кормовую палубу.

Саня, хлопнул меня,с силой, по вспотевшей спине: Молодец, Егорыч!

Как выяснилось потом, за моими действиями наблюдал наш кэп, Александр Васильевич. «Папа».

Когда наше судно, СРТМ-к 145, стояло на рейде Панамского канала, по громкой связи прозвучала команда - "Рыбмастеру прибыть на мостик!"

Поднимаюсь. «Папа»: - Егорыч, становись на руль, сейчас лоцман подойдет, каналом пойдем.

- Какой руль?!, я же технолог. Руль только на картинке в журнале «Яхты» видел...

«Папа» нахмурил брови: - Так!.. Без пререканий, исполнять !
(До рыбаков «Папа» был военным моряком)
- Я видел как ты с такелажем управляешься - опытный моряк. А здесь ответственность большая.

Пришел лоцман, по Панамскому каналу идти - одно удовольствие, судно цепляют тросами к тягачам - «мулам» (они идут по рельсе) и вперед через все шлюзы к озеру. А когда вошли в озеро Гатун, пошли своим ходом. Красота кругом, если забыть,что при строительстве этого канала погибло 30000 человек. Лоцман показал ориентиры движения, а и так понятно - буи, створы-все окрашено, подсвечено, судно управляется легко. Идём строго по своему фарватеру...

Лоцман говорит: - 5* вправо . Куда вправо, там берег близко - я не реагирую на его команду.

Через пару минут: - 5* влево. А влево куда?.. Там встречный поток судов.
Я опять не реагирую на команду лоцмана.
Он подбежал к кэпу и стал ему что то быстро говорить, размахивая руками...

«Папа» подошел ко мне: - Егорыч, лоцман хочет посмотреть как быстро судно реагирует на его команды... Выполняй команды лоцмана!

Говорю: - Нет проблем.
В общем, нашли общий язык с лоцманом и больше никаких замечаний он не делал. Когда лоцман уходил с борта нашего судна, «Папа» презентовал ему бутылку русской водки. Лоцман был доволен.

Теперь немного о контейнеровозе Ever Given, что перегородил Суэцкий канал: По рассказам местных аборигенов (Не знаю можно ли им верить на слово) дело было так ...

-2

По традиции, когда лоцман заканчивает свою работу (проводку судна по Суэцкому каналу), капитан презентует ему блок сигарет Мальборо. Традиция.

Но в этот раз, когда контейнеровоз шел за грузом в Китай, кэп не выдал презента (блок сигарет) лоцману. А уж когда груженый контейнеровоз пришел на рейд и нарисовал своим движением неприличный рисунок, который увидели и диспетчеры и лоцманы.., стало ясно - скандалу быть.

Очередной лоцман, который пришел на борт, запросил уже 2 блока сигарет (и за того парня - лоцмана то же)...
Кэп взял микрофон рации и стал вызывать лоцманскую службу (пожаловаться на лоцмана).
Лоцман бросился к кэпу и стал вырывать микрофон.

На помощь к кэпу кинулся рулевой... 10 секунд хватило, чтобы ситуация стала необратимой. Длина судна 400 метров, а ширина канала - 200 метров...

Итог - судно уткнулось носом в берег канала и на неделю блокировало канал, принеся многомиллионные убытки владельцам канала (Египту), судовладельцам (400 судов собрались на рейде канала), страховым компаниям. Суда, грузы... все застраховано. Ну и конечно владельцу контейнеровоза Ever Given...