4 октября 1942 г. приказ НКАП № 744 обозначил новую веху в развитии Ла-5, поскольку постоянно шла борьба за улучшение летных характеристик истребителя, поручили директору завода № 21 построить два Ла-5 с мотором М-82Ф (форсированный) и весом не больше 3 000 кг.
Первую машину должны были поставить к 1 ноября 1942 г., а вторую - к 20 ноября.
К тому времени М-82Ф прошел 100-часовые испытания, которые начались 27 июня 1942 г. У этой модификации мощность возрастала на 300 л. с. на высоте 600 м.
Первая граница высотности, по сравнению с М-82А была снижена с 1 580 м до 800 м, зато мощность на этой высоте возросла с 1 540 до 1 760 л. с. На высоте 1 650 м мотор развивал мощность 1 676 л. с., выше 4 650 м мощность падала до 1 450 л. с.
На второй границе высотности (5 410 м) мотор развивал 1 300 л. с., как и М-82А. Мотор потяжелел на 20 кг, зато удалось усовершенствовать систему управления форсажем, маслосистему и поставить новую муфту ПЦН.
Первые Ла-5 с двигателями Аш-82Ф начали сходить с заводской сборочной линии в декабре 1942 г., тогда моторы ставили на планеры Ла-5 последних серий выпуска. Первый Ла-5Ф покинул ГАЗ № 21 в марте 1943 г.
С 9 августа 1942 г. начались ресурсные испытания М-82Ф, два мотора подготовили для отправки на завод № 21.
1 сентября было приказано за 10 дней провести государственные 100-часовые испытания. 16 сентября выходит приказ НКАП № 778 о запуске М-82Ф в серию на пермском заводе № 19. До конца года требовалось выпустить 215 моторов. 10 октября приказом НКАП № 763 выпуск Ла-5 развернули на нижнетагильском заводе № 381.
Директору завода Журавлеву предстояло завершить постройку Ил-2 и в декабре 1942 г. изготовить 10 Ла-5. В январе 1943 г. должны были быть выпущены 15 самолетов, а к апрелю выпускаться уже до 5 истребителей в день.
Помимо установки форсированного мотора снизили массу самолета, отказались от крыльевых топливных баков (2x65 л., это снизило вес на 160 кг), утончили с 10 до 8,5 мм бронеспинку. Легкости не добавляли деревянные детали самолета.
Облегченный Ла-5 с М-82Ф пошел в серийное производство как Ла-5Ф. Самолет можно было отличить по логотипу "Ф", нанесенную на капот мотора красной краской в желтом круге (или ромбе), но на аэродромах этот знак часто закрашивали.
Ла-5Ф со временем получил новый фонарь с улучшенным обзором задней полусферы. От гаргрота отказались и ввели новую заднюю секцию фонаря. Теперь он обеспечивал круговой обзор, в лобовой части его ставили 66 мм бронестекло. Сдвижная часть фонаря была уже, чем на Ла-5.
На фонаре также ставили зеркало заднего вида, которое, впрочем в полевых условиях снимали.
Вентиляция и теплоизоляция двигателя осталась плохой, в кабине была высокая температура. Чтобы не жариться пилоты открывали фонарь.
Для более эффективного использования бомб установили новый прицел ПБП-1Б (прицел для бомбометания с пикирования), который имел две шкалы для скоростей 200 и 300 км/ч. Дальность после снятия баков упала до 760 км.
Основным соперником Ла-5Ф был все тот же "Мессершмитт" Bf.109G-2 и G-4, советский самолет до высоты 6 км имел значительное меньшее время и радиус виража и мог зайти в хвост к немцу за 3 - 4 виража. Это подтвердили учебные воздушные бои проведенные в НИИ ВВС в 1943 г.
По результатам испытаний установили, что вертикальный маневр Ла-5Ф и G-2 и G-4 был почти одинаков до высоты 3,5 км. На больших высотах преимущество в этом виде маневра забирал "Мессершмитт". Летчик на Ла-5Ф должен был умело сочетать горизонтальный и вертикальный маневр и мог завладеть инициативой воздушного боя до высоты 4 км.
По сравнению с Fw-190A-4 и А-5 истребитель Ла-5 имел преимущество на всех высотах, где шли бои на советско-германском фронте.
Один из первых Ла-5Ф испытывался в ЛИИ в апреле 1943 г. Самолет разогнался до 557 км/ч на уровне моря и до 590 км/ч на высоте 6 200 м или на 10 км/ч быстрее, чем Ла-5. Скороподъемность возросла существенно: Ла-5Ф забирался на 5 00 м за 5,5 минут, а Ла-5 требовалось 6 минут.
Как видим, Ме-109G-2 все же был быстрее, он на 5 000 м забирался за 4,4 мин., как и F-4 ему требовалось немногим больше 4,8 мин. Результаты вышеприведенных испытаний были не вполне корректными.
Тут опять же все зависело от мастерства пилота, но все же Ла-5Ф мог что-то противопоставить немецким истребителям не только маневром, но и огнем из двух 20-мм пушек.
Спасибо за прочтение.
Источник: Ла-5Ф/Уголок неба. Ла-5. Война в воздухе. № 69.