Путь дизельных двигателей к газовским автомобилям был длительным и тернистым. Серийные ГАЗ-4301 с дизелями появились апреле 84-го года. Кратко о процессе внедрения дизельных моторов на Горьковском автомобиле читайте ниже.
Как появился дизельный мотор на ГАЗе?
Первые попытки установки импортных дизелей на опытные горьковские грузовики датируются 60-ми годами. Дизели были экономичнее и надёжнее бензиновых моторов. К их отрицательным характеристикам относили шум, вибрацию и большее количество вредных выбросов. Мировой автопром справился с этими проблемами в 70-х годах.
Для организации своего производства дизелей на Горьковском автозаводе долгие годы в государстве не находилось денег. Для строек социализма стали покупать чешские Татры и немецкие Магирусы. Автомобили этих фирм отличались от большей части выпускаемых в мире грузовиков тем, что на них применялись дизели с воздушным охлаждением. Для нашей северной страны такие моторы подходили лучшим образом и вдохновили специалистов ГАЗа на создание своих дизельных грузовиков.
Газовскими специалистами во главе с А.М. Бутусовым был разработан техпроект ГАЗ-4301. Его изучили специалисты Минавтопрома в начале 78-го года и дали добро на продолжение проектирования. Вёл машину В.Д. Запойнов. Правительственное «добро» было получено в конце 79-го года. Оно было закреплено Постановлением Совмина и узаконило применение грузовика в качестве тягача сельскохозяйственного автопоезда в бортовом исполнении и самосвальном.
Государственный документ определил основные характеристики автопоезда: грузоподъёмность бортового 9 тонн, поровну на тягач и прицеп. Самосвальный автопоезд, проектируемый совместно со специалистами Саранского завода, мог везти 8 тонн. Самосвальная установка всегда снижала грузоподъёмные возможности транспортного средства. Бортовой автопоезд получил индекс ГАЗ-6008. Самосвальный тягач — ГАЗ-САЗ-4509, прицеп — ГКБ-САЗ-8536 .
Поворотным моментом к созданию горьковских дизелей стала «Продовольственная программа» принятая в мае 82-го года. Основным потребителем горьковских грузовиков было село. Это связано с малой осевой нагрузкой горьковских автомобилей, что позволяло им передвигаться по грунтовым дорогам лучше, чем более тяжёлым автомобилям столичного автозавода ЗИЛ.
Искали прототип дизеля долго, с привлечением специалистов НАМИ, Ярославского моторного и Владимирского тракторного заводов. Решили грузовик комплектовать лицензионным немецким дизельным мотором газовского производства. Семейство состояло из четырёх, пяти и шестицилиндровых дизелей воздушного охлаждения. Для автопоезда предназначалась «шестёрка» мощностью 125 л.с. с объёмом 6,23 л. Мотору дали заводской индекс ГАЗ-542 и планировали пробег до 300 тысяч километров.
Оборудование для производства дизеля купили импортное бюджетного варианта, что впоследствии оказалось «злой шуткой» для газовского дизеля. Внедряли непростительно долго. Серийное производство шло малыми сериями в течение десяти лет.
Особенности дизеля ГАЗ-542.
- Воздушное охлаждение предполагало применение оребрённых цилиндров легкосъёмной конструкции. Место соединения картера и цилиндра уплотнялось прокладкой из меди.
- Каждый цилиндр комплектовался своей головкой с наружными и внутренними рёбрами. Крепление головки и цилиндра к картеру обеспечивалось болтами.
- Клапана располагались V -образно и имели чугунные направляющие втулки. Вставные сёдла из чугуна должны были обеспечить надёжную работу узла. Привод клапанов осуществлялся от нижнего распредвала через толкатели, штанги и коромысла.
- Поршни имели с четырьмя кольцами, тремя компрессионными и маслосъёмным.
- Шатуны с косым нижним разъёмом обрабатывались в сборе с крышкой, не обладая взаимозаменяемостью.
- Коленвал на семи опорах комплектовался съёмными противовесами. Имел на концах резиновые сальники. Верхние и нижние вкладыши не взаимозаменяемые.
- Топливный насос высокого давления (ТНВД) рядного типа с регулятором механического типа. В подающей магистрали устанавливался поршневой насос. Ручная подкачка осуществлялась насосом плунжерного типа.
- Форсунки с подъёмом иглы при 220 атмосферах. До попадания в форсунку топливо проходило через два фильтра: грубый и тонкий.
- Охлаждение обеспечивалось вентилятором с гидромуфтой. Оптимальная температура мотора поддерживалась автоматически.
- Воздушный фильтр имел сигнализатор загрязнённости.
- Для облегчения холодных пусков было предусмотрено электрофакельное устройство и пусковой подогреватель воздушного типа, работающий на дизельном топливе.
Характеристики дизеля ГАЗ-542.10.
Диаметр цилиндра/ход поршня — 105/120 мм.
Степень сжатия — 18.
Мощность 125 л.с. при 2,8 тыс. об/мин.
Крутящий момент 370 Н*м в диапазоне оборотов от 1,6 до 1,8 тыс. в минуту.
Порядок работы цилиндров 153624.
По мнению специалистов ГАЗа, дизель оказался на удивление удачным. Ему пророчили долгую жизнь, однако довести его «до ума» в советское время не успели. Дизельных моторов за десять лет выпустили чуть больше 29 тысяч штук.
Во второй половине лихих 90-х годов заводские экономисты посчитали производство дизелей не рентабельным. Прекратили их выпуск в угоду постановки на производство итальянской «легковушки» Fiat Palio , которой не суждено было пойти в серию.
С 2001 года на газовские грузовики начали ставить четырёхцилиндровые дизели: минский Д-245, американский ISF-2.8L, ярославский ЯМЗ-534. Они оказались надёжнее, экономичнее, экологичнее дизеля собственного производства.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .