Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Конструктивные особенности тяжелого истребителя сопровождения (ТИС). Часть вторая.

Оглавление

Доброго дня. Завершим обзор по конструктивным особенностям советского двухдвигательного истребителя ТИС. С предыдущей частью, где было рассказано про общую компоновку, конструкцию крыла, фюзеляжа, оперения и шасси, можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью). Новым читателям рекомендую предварительно с ней ознакомиться. Сегодня же речь пойдет про силовую установку истребителя и сопутствующие функциональные системы (топливная система, маслосистема, система охлаждения). Также будет отмечен состав специального оборудования и вооружения. Теперь более подробно.

Рисунок истребителя ТИС-МА. Источник: http://www.wardrawings.be/
Рисунок истребителя ТИС-МА. Источник: http://www.wardrawings.be/

Силовая установка истребителя ТИС и сопутствующие системы.

Изначально на модифицированном варианте истребителя планировалось установить двигатели АМ-39, однако в силу различных причин пришлось ограничиться применением серийного АМ-38Ф, который массово использовался на штурмовиках семейства Ил-2. Каждый из двигателей устанавливался в мотоотсеках крыла, где крепился на двенадцать болтов к моторной раме. Она в свою очередь состояла из двух основных балок, которые дополнительно соединялись хромансилевыми стержнями. На ней были предусмотрены узлы крепления механизмов шасси, а также профиля капота. Между балками моторной рамы и самим двигателем находились резиновые и текстолитовые прокладки.

Авиационный двигатель АМ-38Ф. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Авиационный двигатель АМ-38Ф. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/
Для справки. Авиационный двигатель АМ-38Ф. Представлял собой двенадцатицилиндровый рядный V-образный двигатель жидкостного охлаждения, разработанный под руководством А. А. Микулина. Форсирован по оборотам на взлетном режиме. Номинальная мощность составляла 1500 л.с., а мощность на взлете 1700 л.с. Масса изделия 880 кг. Серийно строился на заводе № 24 с октября 1942 года и на заводе № 45 с 1943 года. Применялся на штурмовиках семейства Ил-2, а также на некоторых экспериментальных самолетах.

Капот двигателя состоял из верхней крышки, двух средних крышек, кока винта, задней части и нижней крышки. Верхняя крышка состояла из нескольких профилей и дюралевой обшивки. Там же размещался всасывающий патрубок. Конструкция средних крышек была примерно аналогичной. Кроме того была предусмотрена возможность установки двигателя АМ-39. Каждая из крышек закрывалась стяжными замками. Кок винта состоял из обтекателя с диафрагмой, диска и запорного механизма. На двигателях устанавливался трехлопостной металлический винт. В состав топливной системы истребителя входило девять топливных баков, бензофильтры, различные краны и клапаны (пожарный клан, обратный клапан), трубопроводы и шланги. Общая схема топливной системы приведена на скриншоте ниже.

Схема топливной системы истребителя ТИС(МА).
Схема топливной системы истребителя ТИС(МА).

Сварные топливные баки делали из материала АМЦМ с последующим протектированием. Их объем и расположение было следующим:

  • Передний фюзеляжный топливный бак- 1 шт, емкость 690 литров;
  • Средний фюзеляжный топливный бак- 1 шт, емкость 340 литров;
  • Задний фюзеляжный топливный бак - 1 шт, емкость 340 литров;
  • Гондольные топливные баки- 2 шт, емкостью по 69 литров;
  • Межлонжеронные топливные баки- 2 шт, емкостью по 280 литров;
  • Центральные носковые топливные баки- 2 шт, емкостью по 81 литр.

Все топливные баки были распределены на несколько групп. В случае необходимости пилот мог переключать питания двигателей из той или иной группы. К примеру это могло пригодиться, если бы одна из групп получали повреждения в ходе воздушного боя. На некоторых из баков устанавливались заливные горловины. Те баки, которые не были ею оборудованы заполнялись самотеком.

Схема маслосистемы истребителя ТИС(МА).
Схема маслосистемы истребителя ТИС(МА).

Что касается маслосистемы истребителя, то она состояла из двух маслобаков, воздушно-масляных радиаторов, маслофильтра, сливных пробок, заливной горловины и набора шлангов и трубопроводов. Емкость каждого маслобака сварной конструкции составляла 120 литров. Он устанавливался на редукторе двигателя и закреплялся на четырех лентах. Сверху бака находилась заливная горловина с фильтром, а на нижней плоскости бака располагалась сливная пробка с подведенной сливной трубой. В состав системы охлаждения двигателя входил расширительный бак, водяной радиатор, заливная горловина, редукционный клапан, сливные краны и набор трубопроводов и шлангов. Работа системы охлаждения контролировалась специальным термометром. Регулировка температуры проводилась путем большей или меньшей продувки радиаторов.

Схема системы охлаждения двигателя истребителя ТИС(МА).
Схема системы охлаждения двигателя истребителя ТИС(МА).

Состав вооружения.

Истребитель ТИС(МА) обладал довольно мощным стрелково-пушечным вооружением, которое включало в себя две неподвижные установки (в носовой части фюзеляжа и центроплане крыла), а также оборонительную стрелковую установку ВУБ-1 с 12,-7 мм пулеметом УБТ (Ссылка на статью). Носовая неподвижная установка оснащалась двумя крыльевым 20-мм пушками ШВАК (Ссылка на статью). Каждое из этих орудий фиксировалось на два узла крепления. Задний узел был регулируемым (как по вертикали, так и по горизонтали), в его состав входили специальные регулировочные механизмы (регулировочная муфта, болт). Суммарный боезапас орудий составлял 240 снарядов (по 120 на каждую пушку). Снаряды размещались в специальной сдвоенной коробке. Питание пушек ленточное, подвод лент осуществлялся с помощью стальных головок питания. Стреляные гильзы и звенья отводились к отсеку сбора гильз и звеньеулавливателю.

Схема продольного разреза 20-мм крыльевой пушки ШВАК.
Схема продольного разреза 20-мм крыльевой пушки ШВАК.

В центроплане истребителя (на уровне между 1-ой и 2-ой нервюрами) устанавливались две 37-мм пушки 11-П (Ссылка на статью). Их крепление было осуществлено по схожему принципу, на две специальных узла. Для регулировки заднего узла по вертикали применялась регулировочная втулка, а для регулировки по горизонтали- специальный резьбовой болт. Суммарный боеприпас орудий составлял 90 снарядов (по 45 снарядов на ствол). Хранились они в сдвоенной дюралюминиевой коробке, которая размещались в отведенном отсеке на уровне 14-ого шпангоута фюзеляжа. Подача снарядов от выходных горловин коробки к приемникам орудий осуществлялась при помощи стальных рукавов питания. Для отвода стреляных гильз и звеньев применялись механизмы звеньеотводов и гильзоотводов. Управление огнем установленных орудий (как 20-мм ШВАК, так и 37-мм 11-П) было электропневматическим. При нажатии на верхнюю кнопку на ручке управления происходил залп из носовой установки, а при нажатии на нижнюю- из центропланной установки. Предварительно требовалось включить электросеть системы вооружения, через специальный тумблер на приборной панели. Ее готовность фиксировалась и соответствующий сигнал выводился на световой индикатор. Перезарядка орудий также была реализована по электропневматическому принципу. Сжатый воздух из соответствующих баллонов по трубопроводам подводился к пневмоклапанам с соленоидами типа ЭЛС-1. При нажатии на кнопку перезарядки орудия (они находились на приборной доске) происходило замыкание цепи соленоида. Он в свою очередь при срабатывании открывал путь подаваемому воздуху для непосредственной перезарядки орудий. На истребителе использовался коллиматорный прицел типа ПБН-1А, который крепился на кронштейне под козырьком фонаря.

Модель прицела ПБП-1А. Автор Александр Русинов. Источник:  https://karopka.ru/
Модель прицела ПБП-1А. Автор Александр Русинов. Источник: https://karopka.ru/
Для справки. Авиационный коллиматорный прицел ПБН-1А. Предназначался для прицеливания при стрельбе из неподвижно установленного на самолете вооружения (пушки, пулеметы), а также при осуществлении бомбометания с пикирования. Прицел имеет в поле зрения сетку с перекрестием, дальномерными делениями и упредительными кольцами. ПБН-1А являлся несколько упрощенной модификацией базового варианта ПБН-1, который состоял из коллиматора, механизма углов упреждения и механизма углов бокового сноса. На нем отсутствовали винты для регулировки наклона зеркала и установки угла сноса.

Что же касается оборонительного вооружения, то как уже отмечалось ранее, оно состояло из 12,7- мм пулемета УБТ, который размещался в задней подвижной установке ВУБ-1. Ее конструкция обеспечивала непрерывное питание пулемета и допускала ведение прицельного обстрела в диапазоне от нуля до +25 градусов в вертикальной плоскости и до 40 градусов вправо и влево в горизонтальной плоскости. Боезапас пулемета составлял 200 патронов. Также истребитель мог нести и до 1000 кг бомбовой нагрузки. Под центропланом находились две специальные балки, куда на бомбодержатели типа Дер-19 могли подвешиваться бомбы различных калибров. Подвеска бомб осуществлялась с помощью лебедки типа БЛ-4. Предельный вес бомб, подвешиваемый на каждую балку составлял 500 кг. При штатной эксплуатации использовалось электро-пневматическое управление сбрасыванием бомб. В случае возникновения нештатных ситуаций возможно было применить и аварийное механическое управление.

Специальное оборудования самолета.

Истребитель ТИС(МА) был оснащен большим количеством разнообразного оборудования, которое было разбито на несколько групп и решало набор определенных задач. Среди специального оборудования можно выделить:

  • Радиооборудование;
  • Приборное оборудование;
  • Кислородное оборудование;
  • Фотооборудование;
  • Электрооборудование.

Рассмотрим состав и назначение некоторых из этих групп более подробно. В состав радиооборудования истребителя входила радиостанция РСР-1 (Ссылка на статью), радиополукомпас РПК-10 и переговорное устройство СПУФ-2.

Общий вид радиостанции РСР-1.
Общий вид радиостанции РСР-1.
Для справки. Радиостанция РСР-1. Представляла собой приемно-передающую коротковолновую, телефонно-телеграфную, симплексную радиостанцию, которая предназначалась для двухсторонней связи самолетов разведывательной и бомбардировочной авиации с наземными радиостанциями и другими самолетами. В ее состав входил передатчик, приемник типа УС-4, пульт управления, блок вариометров, антенна, умформер РУК-150А и РУ-11А, а также комплект кабелей.

На истребителе ТИС(МА) радиостанция РСР-1 размещалась в кабине стрелка-радиста. Ее питание осуществлялось от бортовой сети самолета с напряжением 26В. Корректная работа радиостанции РСР-1 была возможна при полете на высотах до 12000 метров над уровнем моря, при колебаниях температуры от минус 60 до плюс 60 градусов. В зависимости от различных условий дальность двухсторонней связи с наземной радиостанцией типа РАФ при работе телеграфом достигала 2000 км, а при работе телефоном 300 км.

Схема радиостанции РСР-1.
Схема радиостанции РСР-1.

Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась через переговорной устройство типа СПУФ-2. В его состав входил аппарат для летчика и стрелка-радиста, однокаскадный усилитель, умформер РУ-11А, комплект кабелей и амортизационных механизмов. Аппаратуру переговорного устройства разместили по правому борту кабин пилота и стрелка. Для решения комплекса задач по радионавигации применялся радиополукомпас РПК-10. В комплекс радиополукомпаса входил приемник, щиток управления, умформер РУ-11А, индикатор настройки, индикатор курса и комплект соединительных кабелей. Приемник радиокомпаса устанавливался в отведенном внутрифюзеляжном отсеке. Антенна для радиостанции и радиополукомпаса одним концом закреплялась за правый киль, а вторым- за мачту, которая находилась рядом с кабиной пилота. Схемы радиополукомпаса и самолетного переговорного устройства приведены на соответствующих скриншотах ниже.

Состав приборного оборудования, которым оснащался истребитель ТИС(МА), можно было разделить на две большие группы. Это пилотажно-навигационное оборудование и контрольное, которое отвечало за контроль над работой различных агрегатов и системам. Оборудование размещались как в кабине пилота, так и в кабине стрелка радиста. При этом оно устанавливалось на приборной доске и боковых панелях. К примеру у летчика находился: гиромагнитный компас ГМК-2, указатель поворота, указатель скорости, двухстрелочный указатель высоты, компас КИ-10, вариометр, манометры, бензиномер, различные сигнальные лампы и т.д. На приборной доске стрелка-радиста устанавливались: указатель скорости, часы, вольтамперметр типа МА-1, штепсельные розетки питания установки ВУБ-1, индикатор настройки радиополукомпаса, амперметр рации и некоторое другое оборудование. Также в кабине размещалась аппаратура кислородного оборудования из состава прибора КПА-3. Подача кислорода в него осуществлялась из двух восьмилитровых кислородных баллонов, расположенных в специальном фюзеляжном отсеке. Можно отметить и предусмотренную возможность установки фотооборудования. Для плановой съемки планировалось применять аэрофотоаппарат АФА-И. Его управление должно было осуществляться из кабины пилота. Соответствующая кнопка и индикатор находились на левой панели.

Кабина истребителя ТИС(А). Источник фото: http://aviadejavu.ru/
Кабина истребителя ТИС(А). Источник фото: http://aviadejavu.ru/

В завершении обзора несколько слов можно сказать и о электрооборудовании машины. Основным источником питания являлся генератор ГС-30-1000, который устанавливался на левом двигателе. Параллельно с ним могла использоваться аккумуляторная батарея типа 12А-30, расположенная в задней части фюзеляжа. Для поддержания постоянного напряжения в сети использовался регулятор напряжения типа РК-32-1000. Распределение электроэнергии между потребителями осуществлялось через распределительный электрощиток, который находился в кабине экипажа. Основными потребителями электроэнергии были: наружные и внутренние светотехнические средства (освещение кабин, посадочная фара и др.), электроприборы (к примеру электробензиномер в состав которого входило несколько датчиков и сигнализаторов), различные электромеханизмы (к примеру УТ-3, который предназначался для управления триммером элерона), средства связи, электрообогрев и прочее специальное оборудование, которое входило в состав различных функциональных систем.

Схемы истребителей ТИС(А) и ТИС(МА).
Схемы истребителей ТИС(А) и ТИС(МА).

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://aviadejavu.ru/, https://airpages.ru/, https://karopka.ru/, http://www.wardrawings.be/, https://ru.wikipedia.org/, книга В.Б. Шавров История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. П. Иванов. Самолеты Н. Н. Поликарпова, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, Отчет по заводским испытаниям истребителя ТИС(МА) с двигателями АМ-38Ф, книга Вооружение самолета Пе-2. Описание и эксплуатация под редакцией Д. П. Солоухина, Техническое описание прицела ПБП-1, Техническое описание 20-мм пушки ШВАК, книга Авиационные двигатели АМ-38 и АМ-38Ф под редакцией М. Р. Флиского, книга В. Р. Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы, журнал Виртуальный пилот, журнал Авиация и космонавтика, журнал Моделист-конструктор.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).