Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

Смертельный залп "Железного Густава". Как немецкий ас №4 проиграл воздушный бой советскому штурмовику Ил-2.

"Цементбомбер", "Летающая мясорубка", "Железный Густав". Советский штурмовик Ил-2 стал настоящим кошмаром для переднего края и ближних тылов немцев. Военная промышленность произвела их десятками тысяч, успевая компенсировать многочисленные потери, связанные с тяжелейшими условиями работы лётчиков-штурмовиков. Изредка, помимо основной деятельности, "горбатым" приходилось выступать и в роли истребителей, к примеру, против Юнкерсов-87 "Штука". Но это происходило, скорее, не от хорошей жизни. Мощный фронтальный залп его пулемётов и пушек действительно мог наделать проблем для строя устарелых пикировщиков. Но против настоящих воздушных бойцов, вроде модернизированных BF-109 и FW-190, он до конца войны продолжал оставаться относительно несложной добычей. Немецкие летчики выработали собственный метод по борьбе с Илами. Заход сбоку, стремительная атака с пикирования и быстрый уход вверх. Эта тактика довольно долго себя оправдывала. Счета многих знаменитых асов как минимум на четверть состоят из Ил-2, даже если критически относится к несколько дутым достижениям германских воздушных снайперов.

Ил-2бис, 1945 год. Фото Яндекс-коллекция
Ил-2бис, 1945 год. Фото Яндекс-коллекция

И всё же назвать советский штурмовик "мальчиком для битья", особенно двухместный вариант, появившийся на фронтах в декабре 1942 года, просто язык не поворачивается. Стрелкам Ил-2, вооруженным пулемётом УБТ, приходилось особенно тяжело, и все же они регулярно сбивали немецкие истребители. А уж если вражеская машина попадала под залп 23-мм пушек Ила, ей приходилось совсем несладко. Об одном таком знаменательном случае мы и хотим вам сегодня рассказать.

Обер-лейтенант Отто Киттель.
Обер-лейтенант Отто Киттель.

К концу войны судетский немец и выдающийся воздушный боец Отто "Бруно" Киттель имел все регалии, о которых только мог мечтать пилот-истребитель Люфтваффе: почётные кубки, все виды лётных медалей и рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами. Обер-лейтенант Киттель твёрдо входил в четвёрку лучших асов германских ВВС и считался главным специалистом именно по Илам. Если верить немецкой статистике, нередко вызывающей бурные дискуссии и сомнения, он сбил 94 советских штурмовика. Всего к своим 27 годам пилот имел на счету 267 вражеских машин, совершив 583 боевых вылета. Как и многие немецкие асы первой десятки, Киттель был настоящим везунчиком. Его дважды сбивали, несколько раз его жизнь висела на волоске. Но всякий раз он умудрялся выйти сухим из воды. И даже когда дни нацистской Германии были уже фактически сочтены, "Бруно" продолжал пополнять лицевой счет, хотя делать это с каждым днём становилось всё сложнее.

Картинка из Яндекс-коллекции.
Картинка из Яндекс-коллекции.

В середине февраля 1945-го летчики эскадрильи JG-54 "Grünherz" ("Зелёное сердце"), где служил обер-лейтенант Отто Киттель, вели "свободную охоту" в районе современной латвийской Елгавы. В октябре 44-го в западню здесь попала группа армий "Север", под командованием любимца Гитлера и последнего фельдмаршала Третьего Рейха Фердинанда Шёрнера. Теперь курляндскую группировку планомерно утюжили советские бомбардировщики и штурмовики. В этот ненастный день по земле могли работать только Илы, на свой страх и риск летавшие без истребительного прикрытия. У немцев выбора не было. Тяжелым Фокке-Вульфам FW-190A-9, на которых летали "Зелёные сердца", приходилось действовать без оглядки на невыносимые погодные условия.

Буквально через десять минут после вылета, пара FW-190, под управлением Киттеля и его напарника Оскара Рённера, наткнулась на дюжину советских штурмовиков 502-го штурмового авиаполка. Ильюшины атаковали колонну немецких грузовиков и позиции полевой артиллерии. Фокке-Вульф Киттеля успел подбить один из Илов и тяжело ранить стрелка, как вдруг над фонарем кабины его истребителя вспыхнул огненный шар. Объятый пламенем, самолет моментально рухнул. Согласно докладу напарника Киттеля, его ведущий стал жертвой пары штурмовиков, летевших чуть в стороне от основной группы. Илы неожиданно вышли из-за низкой облачности и почти в упор расстреляли машину "аса №4" германского Люфтваффе. Бой происходил на высоте менее 150 метров.

Фото из Яндекс-коллекции.
Фото из Яндекс-коллекции.

Киттелю не повезло попасть под мощный фронтальный залп Илов. Он моментально погиб, и в дополнение к своим железным крестам не получил даже берёзового. Его FW-190, утонувший в курляндском болоте, обнаружили только в 2013 году. Жизнь одного из самых опытных и удачливых бойцов Люфтваффе была прервана меткой очередью простого советского лейтенанта, с военной фамилией Комендат.

В боевом журнале 502-го штурмового авиаполка это было описано таким образом:

"Лейтенант Комендат, с 50 метров, под ракурсом 0/4 сзади, двумя очередями сбил один ФВ-190, который упал горящим в лес, в 1 км севернее Фердинамуйжа. В результате атаки немецкого истребителя был повреждён один штурмовик, тяжело ранен воздушный стрелок сержант Барбашов".

Лейтенант Комендат, фото лето 1945 года.
Лейтенант Комендат, фото лето 1945 года.

Вадим Петрович Комендат, прославленный лётчик-штурмовик, за войну совершил на Ил-2 124 вылета и уничтожил около сорока грузовиков, 8 зенитных орудий и более двухсот нацистских солдат и офицеров. Сбитый немецкий "специалист" стал достойным украшением его военной карьеры, вместе с семью боевыми орденами и Золотой Звездой Героя, врученной ему уже в августе 45-го.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если рассказ показался вам интересным. Спасибо!

Читайте ещё: "Горит бубновый". Как полковник Варчук прервал блестящую карьеру "Золотого мальчика Люфтваффе"