Из истории знаменитых цитат
В 1977 году в Лос-Анджелесе вышла тоненькая - 96 страничек - книжка под заглавием «Закон Мёрфи и другие причины, по которым все идет наперекосяк».
Ее автором был никому тогда не известный Артур Блох . Книжка имела совершенно неожиданный успех, и три года спустя Блох сдал в печать «Вторую книгу законов Мёрфи», а еще два года спустя - третью. Довольно скоро «Законы» были опубликованы в СССР - в новосибирском журнале «ЭКО» за 1983 г.
«Законы Мёрфи» задумывались как пародия на научную систематику, а стали популярной философией жизни. Главный из законов Мёрфи в русских переводах звучит так: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается», «Если беде быть, то ее не миновать», «Все, что может испортиться - портится », и т.д.
Мёрфи многими считался фигурой легендарной. Но это не так. Речь шла о вполне реальном авиационном инженере Эдуарде Мёрфи‑младшем (1918-1990). В 1949 г. он участвовал в испытаниях на авиабазе в Калифорнии. Однажды его ассистент подключил датчик неправильно; испытание сорвалось, а Мёрфи в сердцах произнес: «Если можно что-нибудь сделать не так, этот парень именно так и сделает» .
Впрочем, эта историческая фраза известна и в других вариантах; сам Мёрфи годы спустя путался в показаниях.
Выражение «закон Мёрфи» пустил в ход Джордж Николс , руководитель проекта, а окончательную форму этот закон принял к 1956 году.
После того как закон Мёрфи получил всемирную известность, стали искать его предшественников. В подшивке лондонского журнала «Новости магии» за 1908 г. обнаружилась статья «Искусство магии». Здесь говорилось: «В любом особо значимом случае, таком как первая публичная демонстрация магического эффекта, все, что может пойти не так, непременно пойдет не так. Чем бы это ни объяснялось - зловредностью материи, или испорченностью неодушевленных предметов, или просто спешкой и волнением, или же чем-то еще, - факт остается фактом».
Статью написал Джон Невил Маскелин (1839 -1917), знаменитый иллюзионист и изобретатель. В своих номерах - левитация над поверхностью стола, беседа туловища с отрезанной головой и т.д. - он высмеивал то, что теперь называют паранормальными явлениями, а тогда проходило по ведомству гипноза и спиритизма.
Кстати, именно Маскелин в конце XIX в. изобрел устройство, позволяющее открыть дверь уличного туалета, бросив туда монетку.
На этом, однако, изыскания историков не закончились. Их внимание привлек ливерпульский морской инженер Алфред Холт (1829-1911), совладелец Океанской пароходной компании. 13 ноября 1877 года он выступил на собрании Общества гражданских инженеров в Лондоне с докладом «Об успехах пароходного сообщения за последние четверть века». Здесь утверждалось: «Все, что в море может пойти не так, вообще говоря, рано или поздно пойдет не так», поэтому «при проектировании машин нельзя пренебрегать человеческим фактором».
Разве не то же самое говорил Эдуард Мёрфи-младший?
А что было до закона Мёрфи?
Конечно, закон бутерброда: «Бутерброд всегда падает маслом вниз». Кто открыл его - неизвестно, но знали о нем очень давно.
В 1830 году в немецком городке Ильменау вышла книга Иоганна Шмитда «Общедоступное изложение физики». Шмидт утверждал: «То, что бутерброды обычно падают маслом вниз, конечно, не более чем предрассудок; но тот, кто захотел бы заняться исследованием положения центра тяжести (...) бутербродов, нашел бы прекрасный случай применить свою ученость без всякой пользы».
Иоганн Шмидт оказался провидцем. В 1991 году на Би-би-си показали серию опытов с подбрасыванием 300 бутербродов. 148 упали маслом вверх, 152 - маслом вниз. То же самое получилось бы, если бросать монетку. Выходит, прав Шмидт, и закон бутерброда опровергнут?
Вовсе нет. В жизни ведь бутерброды никто не подбрасывает: они обычно падают со стола. И, как установил английский физик Роберт Маттеус, при обычной высоте стола бутерброд успевает совершить лишь пол-оборота, т.е. падает маслом вниз. Для того, чтобы бутерброд всегда падал маслом вверх, стол должен быть 3-метровой высоты. Существо, сидящее за таким столом, было бы 6-метрового роста.
Между тем, по вычислениям физиков, в нашей Вселенной максимальный рост двуногого существа не может превышать трех метров, иначе оно покалечится при любом случайном падении. Другими словами, закон бутерброда есть космическая постоянная.
А мы и не сомневались.
ИНТЕРНЕТ:
C айт К. В. Душенко
http://www.dushenko.ru/quotation_date/
http://www.dushenko.ru/news/117017/
25.02.21. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e - mail : rossinskiye@ gmail. com; 30-78-00