Первое пасхальное яйцо было исполнено Карлом Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III. Оно предназначалось в дар его супруге императрице Марии Федоровне, которая отметила работы «молодого, но уже вполне зрелого, первоклассного ювелира» тремя годами раньше на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Карл Густавович, с 1872 года стоявший во главе семейного бизнеса, впервые участвовал в подобном соревновании «на почве искусств и промышленности» и сразу же завоевал золотую медаль и симпатии императрицы, осчастливившей ювелира покупкой у него пары золотых запонок в античном вкусе.
Своего рода куратором первого императорского пасхального проекта стал по просьбе Александра III его родной брат — великий князь Владимир Александрович, президент Императорской Академии художеств, а сам император явился соавтором Фаберже в создании первого яйца. Ювелир должен был исполнить версию французского пасхального яйца начала XVIII века, принадлежавшего дочери короля Фредерика VI принцессе Вильгельмине (1808–1891), которая завещала его своим родственникам — королю Дании Христиану IX и королеве Луизе (родителям русской императрицы Марии Федоровны). Яйцо имеет скорлупу из слоновой кости, а внутри находится золотое яйцо с углублением для духов и крышкой на шарнире в виде эмалевого желтка. Если ее открыть, можно достать коричневую эмальированную курочку-сюрприз в бриллиантовом гнезде, внутри которой - крошечная корона с бриллиантами и жемчугами, скрывающая перстень с алмазами.
Фаберже не собирался делать копию старинного образца, а создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию. Яйцо выполнено из золота и покрыто опаковой эмалью — шероховатой на ощупь, как яичная скорлупа. Внутри помещается золотой желток из двух половинок, в него вложена курочка из разноцветного золота, внутри нее — крошечная алмазная императорская корона. Что же касается конечного сюрприза, то Александр III решил заменить перстень на маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило», и попросил брата Владимира передать свою просьбу Фаберже.
По окончании работы Владимир Александрович послал царю письмо — «краткую... инструкцию, с тем как бы следует обращаться с сим замысловатым предметом» — и дал высокую оценку произведению: «На мой взгляд, работа удалась вполне и своею тонкостью и отделкою деталей заслуживает даже похвалы».
Император тоже посчитал, что заказ «удался как нельзя лучше» и понадеялся, что «яйцо произведет эффект на будущую его обладательницу». Марии Федоровне оно понравилось настолько, что с тех пор заказ стал традиционным. Каждый год на Страстной неделе Карл Густавович передавал императору очередной пасхальный шедевр, оригинальный и неповторимый.
После смерти Александра III, в царствование его сына, мастера фирмы стали делать два пасхальных яйца — для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II Александры Федоровны. С 1885 по 1916 год включительно было выполнено 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. Семь бесследно пропали в 1920–1930-е годы: это яйца, подаренные Марии Федоровне в 1886, 1888, 1889 годах (подарки супруга), и яйца 1897, 1902, 1903 и 1909 годов, преподнесенные сыном. Остальные 43 яйца находятся в крупнейших коллекциях мира и частных собраниях, и после поистине исторического приобретения Виктора Вексельберга самое большое количество императорских яиц хранится в российских музеях.
Что же касается пропавшего яйца 1897 года, украшенного mauve эмалью (цвета мальвы), то сохранился его сюрприз, положивший начало портретной пасхальной галерее Романовых, — сердечко, которое превращается в трилистник клевера с портретами Николая II, Александры Федоровны и их первой дочери Ольги. Этот драгоценный клейнод тоже украшает собрание Музея Фаберже.
Источник: Фаберже. Сокровища императорской России в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. СПб.: Культурно-исторический фонд «Связь времен»; Нью-Йорк: Skira Rizzoli, 2017. - 400 с.: ил.