Как давно вы перестали замечать на улицах автоматы с газированной водой? Да, речь именно о тех самых будках, которые всего за 1 копейку наливали в общий стакан прохладную водичку. Добавив ещё одну копейку или сразу две, можно было «вызвать» порцию с сиропом: как правило это был лимонадный буратино, тархун, крем-сода и прочие вариации. Позже появился вкус «колы», однако мы сейчас не об этом.
К слову и в наши дни появляются автоматы с питьевой водой. Дело в том, что в некоторых городах (чаще сёлах) водонапорные башни давно уже не могут порадовать местных жителей влагой питьевого качества. Вот и приходится устанавливать невзрачные автоматы, благодаря которым всего за 2 рубля\литр появляется возможность набрать очищенной (прозрачной и без добавления хлора) водицы. Какой позор!
Первый автомат появился в 1932 году. Сказать, что он сразу же стал популярным – ничего не сказать, ведь уже к 50-ым годам прошлого века, на улицах Москвы было установлено свыше 10 тысяч различных модификаций автоматов. Не только воду, но и пиво с чебуреками они «научились» продавать. Правда в случае с пивом имелись некоторые особенности: нужно было приобрести жетон и уже после его «обналичить». Поэтому, большинство отдавало предпочтение газировке.
Многие тогда пили из общего стакана. Разумеется, были попытки «внедрить» автоматы с одноразовыми (бумажными) стаканчиками, однако тару приходилось закупать импортную, что влетало для государства в копеечку. Произвести стаканчики надлежащего качества мы не могли получается? И это в СССР, богатой лесом и недрами?
После 1961 года «цены подскочили». Набирают популярность автоматы для продажи кофе, спичек, табака, одеколона, газет и даже кое-чего из канцелярских товаров можно было приобрести у бездушной машины. Десятки тысяч «продавцов» в больших и малых городах СССР ежегодно обслуживали (в кавычках) миллионы детей и взрослых. Преимущественно летом конечно же, с наступлением холодов их закрывали.
Вопрос : как долго держалась цена в 1 копейку за стаканчик газировки без сиропа? Вопрос к читателю, который застал те времена или помнит рассказы родителей. Дело в том, что информация противоречива. Известно точно – напитки дорожали. Стаканчик кваса или яблочного сока всегда был в 2-3 раза дороже ценника за стаканчик с сиропом, а сам ценник увеличивался относительно наступившего десятилетия.
Если в кармане не хватало мелочи, можно было отыскать (как правило в метро) разменный автомат и получить вместо 20, 15 или 10 ходовые 5 копеек. А если разменника нет – его правда часто не было, нерентабельно и вообще запарно в метро спускаться – появлялись хулиганы, которые ударом в определённое место получали порцию желаемого.
Также использовались монетки на ниточке, крышки от бутылок, или ускоренный «втык» копейки вызывающий порцию сиропа. После подобных «вторжений» автоматы часто ломались, и приходилось ждать механика, у которых работа была можно сказать, поставлена на поток.
О краже стеклянных стаканов я думаю все наслышаны. Да и вы, наверное, застали времена, когда к автомату привязывали кружку на цепочке. Касательно одноразовой тары… хоть в каждом устройстве и была ниша для ополаскивания после опустошения, всё равно – внешняя сторона стаканчика оставалась сухой. И как вы думаете, сколько народу мог заразить один гриппозный, сам о том не подозревая?
Статистика молчит, если она и была – умалчивалась, ведь уже сама очередь могла представлять риск (пускай и не такой опасный, как косвенные «поцелуи» в ряд по цепочке). Кто был поумнее, пользовался своим стаканом или кружкой. Они могли заметить жульничество, которое ну просто ни могло не произойти! В середине 80-х было дело по факту мошенничества в особо крупных размерах: кто-то догадался утолщать дно и стенки стаканов, вследствие чего происходил классический «недолив».
После распада СССР «газировщики» стали невыгодными – инфляция, товарищи, она такая… менять монетоприёмник разорительно. Сами автоматы не вымерли, вы их могли наблюдать в офисах (продают растворимый кофе). Принимают купюры и даже выдают сдачу. Уличных автоматов уже, наверное, не сохранилось. Останься они на улицах, то пришлось бы каждый год менять или защищать забором от вандалов.