Вспомнила вдруг, как я решила один раз, еще совсем молодой студенткой, позвонить Эдуарду Лимонову, чьи книги стала тогда залпом прочитывать и оказалась под большим от них впечатлением. Это был год 2004-й. Я нашла в "Живом журнале" сообщество, где журналисты делились контактными данными звезд. Простая сибирская девочка, я туда написала и со мной радостно поделились номером телефона писателя Лимонова. Я приврала, что буду делать с ним интервью. Видите, какие жили в то время бескорыстные и бесхитростные люди.
Долго собираясь с духом и положив на телефон какую-то гигантскую, как мне тогда казалось, сумму, я ему позвонила. Он взял трубку, я представилась. Честно сказала, что я - Настя из Тюмени, читаю его книги и, наверное, лопну, если ни с кем их не обсужу, а обсуждать мне не скем. Эдуард Лимонов благосклонно поздоровался и стал слушать.
Ох, я ему говорила, какие у него хорошие романы, про книгу "Палач" и про то, что мне нравится, как он выстраивает свой личный образ, как заставляет завидовать его свободе, но при этом зевоту и скуку навевают на меня его дружные нацболы, большая часть которых похожа на учеников ПТУ, и я не верю людям, которые любят ходить строем, кричать в голос и принимать решение партии. Я, кажется, даже что-то ему говорила о том, что политика будущего будет непартийной, что у партийной организации людей нет перспектив.
Вы представляете - Лимонов врежливо слушал и что-то этикетное вставлял! Обсуждать со мной свои книги он не собирался, но вежливо поддерживал разговор, был спокоен, приветлив
Еще я расссказала, что в 1999 или 2000 году была на его встрече с читателями и чуть ли не влюбилась сразу. Увы, сотовая связь тогда была страшно дорогая. Минуте на шестой-седьдой нашего, с позволения сказать, разговора у меня на телефоне кончились деньги - роуминг же. И что вы думаете? Ушла я в комнату, села горевать. Потом пошла на балкон - Лимонов сам перезвонил со словами: "Наверное, у вас кончились деньги". И я еще ему рассказывала какую-то ерунду. Замерзла страшно на том балконе - Тюмень, зима!
С тех пор видела несколько раз в жизни. Году в 2009 или 2010-м я с ним немного говорила в общей компании и рассказала про тот разговор. Он сразу ответил, что помнит. Говорил, что звонили ему тогда часто и много: в партию вступить, просто пообщаться как со звездой. Но такого, чтобы обманом найти телефон, позвонить и проговорить все деньги о литературе, он мало видел.
Больше я Лимонову никода не звонила. Однако всегда помнила, что в жизни он был крайне деликатный, тактичный, внимательный и с отличной памятью. Так помнят случайных собеседников только люди, которые глубоко знают и понимают человека. То есть, Человека.
Кстати, уже написав этот пост, я решила уточнить, не ошибаюсь ли я и не был ли Лимонов в 2004 году еще в заключении - он же отсидел. Я зашла на страницу Википедии и с удивлением увидела, что оттуда вытерли огромный кусок о деле Лимонова и его посадке, осталось три предложения, одно из которых "Вернулся в Москву 1 июля".
---------------------------------------------------------------------------------------------------