Двигатели легковых автомобилей с нечётным количеством цилиндров встречаются не часто, но ещё реже их можно встретить в V-образной компоновке. Если рядную конструкцию пытались внедрить многие мировые производители, то расположить 5 "горшков" под углом решили немцы. Линейка двигателей EA395 выпускалась группой "Фольксваген" с 1996 по 2005 год. Давайте посмотрим, как работали эти необычные силовые агрегаты.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
V-образные пятицилиндровые двигатели устанавливались на ряд моделей Volkswagen, такие как Passat, Bora и Golf. Аналогичный мотор можно было увидеть на "Сеатах" тех же лет. Силовые агрегаты линейки EA395 нельзя назвать V-образными в привычном понимании. Пять цилиндров располагаются в одном блоке, но под углом всего 15°. Правильнее называть подобную компоновку VR5 (рядно-смещённая). Первые версии двигателей имели по два клапана на цилиндр, затем стали использовать четыре.
Пятицилиндровые рядно-смещённые двигатели "Фольксваген" стали логическим продолжением аналогичной компоновки - VR6. В компании посчитали, что шестицилиндровое решение слишком массивное и мощное для бюджетных моделей, поэтому инженерам поставили задачу уменьшить силовой агрегат без значительных затрат на разработку.
Двигатели VR5 позволили добиться чуть более высокой мощности в сравнении с четырёхцилиндровыми "рядниками" аналогичного объёма. Например, 2,3-литровый десятиклапанный мотор AGZ выдавал 150 лошадиных сил. Его собрат AZX с четырьмя клапанами на цилиндр был ещё на 20 лошадиных сил мощнее.
Несмотря на необычную компоновку, силовые агрегаты линейки EA395 были достаточно плавными в работе. Инженеры грамотно рассчитали балансиры и хорошо разместили цилиндры в блоке. Такой подход позволил минимизировать количество вибраций и добиться эффективного охлаждения стенок. За счёт шахматного расположения цилиндров размеры мотора были небольшими. Примерная схема работы двигателей VR5 показана на схеме ниже.
На наших дорогах до сих пор можно встретить автомобили со столь необычными силовыми агрегатами. Несмотря на свою кажущуюся сложность, линейка моторов получилась достаточно надёжной. При должном уходе двигатель способен прослужить свыше 300 000 километров. Но именно обслуживание нередко становилось камнем преткновения для успешной эксплуатации силового агрегата.
Замена комплекта цепей ГРМ на VR5 - трудоёмкая процедура, для которой нужно снимать коробку передач и вывешивать двигатель. Некоторые простейшие запчасти, например, прокладка клапанной крышки, выпускаются только оригинальными и поставляются вместе с основной деталью. Двигатели EA395 требуют использования только качественного моторного масла.
Рядно-смещённые пятицилиндровые двигатели были успешно заменены обычными четырёхцилиндровыми силовыми агрегатами с турбонаддувом. Тем не менее, во всём мире можно найти сотни фанатов подобной компоновки силового агрегата. Специалист без труда узнает VR5 по звуку выхлопной системы, которая имеет свои особенности за счёт разной длины выпуска на цилиндрах.