Далекий 1983 год, город Горький (ныне Нижний Новгород). На опытном заводе «Волга» дан старт новому проекту - там заложен совершенно новый и уникальный проект - экраноплан «Лунь»
3 года спустя, в июле 1986 года, экраноплан спущен на воду и перенаправлен в город Каспийск для прохождения испытаний. На заводе «Волга» - ликование: невероятный проект, аналогов которому не было, удалось довести от опытного образца до полностью рабочей боевой единицы. В планах - производство ещё 7 подобных экранопланов.
34 года спустя. Октябрь 2020, Дагестан, неподалеку от посёлка Моллакент. На песчаном берегу Каспийского моря лежит на стальном брюхе потрёпанный жизнью экраноплан «Лунь», который так и остался единственным построенным экземпляром проекта 903. Вокруг скачут туристы, а модно одетые девушки пробираются через пески, чтобы запилить фоточку в Инстаграм на фоне того, чьих предков западные спецслужбы прозвали «Каспийским монстром». Монстр лежит на пляже и грустит, всем своим видом показывая что он из другой, более развитой цивилизации.
Что же случилось за эти 34 года? Почему уникальный проект оказался никому не нужен и очутился тут, на никому не известном до этого пляже?
Дело в том, что по итогам опытной эксплуатации было признано, что данный тип вооружения слишком новаторский и использовать его будет весьма сложно, да и затратно. К тому же вспомните те времена - начало 90х годов. Людям есть нечего было, тут уж не до разработки новейших типов вооружений. Что делать с уже построенным экземпляром - никто не понимал и ответственность за него на себя брать не хотел. В конце 90х его списали и законсервировали в цехе завода "Дагдизель" в Каспийске.
А ведь проект был действительно невероятный! "Лунь" фактически является кораблём с функцией планирования над водой (многие ошибочно принимают его за самолёт). Так вот, скорость которую мог развивать этот летающий корабль составляла аж 500 км/ч, что на порядок выше, чем скорость обычных военных судов. Сверху на экраноплане были установлены шесть противокорабельных ракет "Москит"
В 2011 году стало известно, что на проекте поставлен окончательный крест, а единственный экземпляр экраноплана "Лунь" решено утилизировать. Уникальный проект, существующий в одном экземпляре. Утилизировать. Ну конечно, наиболее адекватное решение, ничего не скажешь. Не знаю, у кого хватило ума дойти до этого решения, но, к счастью, благодаря поднятому шуму этого сделать не удалось, а сам экраноплан было решено сохранить для музейных целей. Вот только музея такого не было, в который можно было бы эту махину отправить.
Ну а в 2020 было решено построить военный парк "Патриот" недалеко от Дербента и отбуксировать туда "Лунь". По новостным каналам в телевизоре прошло несколько хвалебных сюжетов о том, как искусно и красиво была выполнена сия техническая задача и что теперь экраноплан займёт почётное место в военном парке. Я не знаю, кто создавал повестку этих сюжетов, но правды в них довольно мало.
По факту, во время транспортировки экраноплан повредили и вытащить из моря не смогли. К тому же, из-за этих самых повреждений он частично заполнился водой, что ещё сильнее усложнило задачу. На момент моего приезда (а это октябрь 2020 года) экраноплан пытались тянуть железными тросами на берег, но по словам рабочих, которых я встретил - получалось не очень, один из тросов вообще лопнул за день до моего приезда, по счастливой случайности никого не зацепив.
Ну а даже если и вытащат экраноплан - то ставить его пока некуда. В Википедии написано следующее.
"25 января 2020 года принято решение о транспортировке экраноплана в парк «Патриот», который строится в Дербенте"
Так вот, ничего там вокруг не строится. Просто пляж и застывший на берегу уникальный экраноплан, который всем своим видом говорит: "Ну и зачем вы меня сюда притащили?". Выглядит, конечно, это очень необычно и посмотреть на это зрелище крайне любопытно. Но что с этим делать дальше - абсолютно непонятно. Раздолбайство победило здравый смысл, увы.
------------------------
Это мой очередной пост из большого путешествия по Дагестану. Если вам было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы из этой поездки!
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / МОЙ INSTAGRAM / МЕССЕНДЖЕР