Найти тему
Кирилл Максимов

Советская лошадка. Ту-134 история создания и первые прототипы. Часть 1.

Оглавление

Задуманный как дальнейшее развитие реактивного бомбардировщика Ту-16, Ту-134 представлял собой региональный реактивный авиалайнер, которому пророчили долгую и продуктивную карьеру.

Вдохновленный французским самолетом Sud Aviation Caravelle, Ту-134 был разработан по заказу лидера Коммунистической партии СССР Никиты Хрущева. Во время визита во Францию ​​в 1960 году Хрущев совершил демонстрационный полет на «Каравелле» и был особенно впечатлен плавностью и комфортностью полета благодаря реактивным двигателям, установленным в хвосте. Такой способ установки двигателя означал гораздо меньше шума в салоне и практически полное отсутствие вибрации. Вскоре после своего возвращения в Советский Союз Хрущев встретился с авиаконструктором Андреем Туполевым и попросил его использовать схему конструкции «Каравелла» на своей следующей модели пассажирского самолета.

На тот момент Туполев уже разработал два типа пассажирских реактивных самолетов. Первый из них, получивший обозначение Ту-104, впервые поднялся в воздух в июне 1955 года. Он представлял собой переделанный бомбардировщик Ту-16 с новым фюзеляжем и пассажирским салоном. Потребность в региональном пассажирском самолете привела к созданию Ту-124, выпущенного в марте 1960 года.

-2

По сути, это была уменьшенная версия Ту-104. Оба этих самолета разрабатывались Туполевым в спешном порядке и не отличались особой экономичностью в эксплуатации (хотя кто тогда считал деньги).
Приказ Хрущева был издан 1 августа 1960 года постановлениями Совета Министров СССР, которым было поручено ОКБ Туполева разработать 40-местный пассажирский самолет. Он должен был оснащаться парой турбореактивных двигателей Соловьева Д-20П, установленных в хвостовой части, и иметь возможность перевозить до пяти тонн полезной нагрузки. Новый реактивный самолет должен был преодолевать маршруты длиной до 1500 километров с крейсерской скоростью от 800 до 900 км\ч.

Разработка и первые прототипы.

Андрей Туполев при жизни был хорошо известен своей конструкторской философией, которая подчеркивала важность быстрого завершения проекта для запуска самолета в серийное производство с последующей доработкой конструкции в течение длительного периода времени. Ту-134 следовал этому конструктивному подходу. Стремясь максимально сэкономить время, Туполев решил, что новый самолет будет построен на основе Ту-124, который в то время проходил первые летные испытания. Фюзеляж Ту-124 был принят без серьезных изменений, сохранив диаметр 2,9 метра. По просьбе Хрущева двигатели разместили в хвостовой части, которая имела Т-образную форму, причем киль был гораздо больше, чем у Ту-124.

-3

Крыло со стреловидностью 35º было изменено по сравнению с крылом его предшественника: был увеличен размах, чтобы увеличить полезную площадь крыла. Конструкция шасси осталась неизменной, основные агрегаты убирались назад в специальные гондолы, отходящие от передней кромки крыльев. Также самолет получил тормозной парашют — прямое наследие от Ту-124, Ту-104 и, конечно же, бомбардировщика Ту-16. Парашют предназначался для использования в случае посадки на короткие, мокрые или обледеневшие взлетно-посадочные полосы.

В апреле 1961 года Туполев представил эскизный проект нового авиалайнера, известного в то время как Ту-124А. Количество пассажиров увеличили до 55, места расположили в четыре ряда. Однако в октябре того же года советская авиакомпания «Аэрофлот» заявила, что ей нужен более крупный самолет, поскольку в этом виде предлагаемый новый региональный самолет фактически дублировал базовый Ту-124. Аэрофлот хотел иметь максимальную полезную нагрузку в семь тонн и дальность полета до 2900 километров с четырьмя тоннами полезной нагрузки. Количество пассажиров должно было увеличиться до 65–70 в одноклассовой конфигурации салона, опять же по схеме 2+2.

-4

Осенью 1962 года началось строительство первого прототипа, но из-за необходимости ускорить работу он был построен в первоначально задуманной конфигурации, с 55-местным салоном. Поскольку новый самолет имел конструкцию, очень похожую на Ту-124, комплектующие для самолета были взяты непосредственно с завода в Харькове, где собирался Ту-124. Первый прототип нового регионального реактивного самолета был построен в экспериментальном цеху ОКБ Туполева в Москве. Имея регистрационный номер CCCP-45075, он имел длину 3380 см, размах крыла 29 метров и максимальную взлетную массу 38 тонн.

О завершении прототипирования сообщили в начале 1963 года, после чего самолет разобрали и наземным транспортом перевезли в летно-испытательный центр в подмосковном Жуковском. Изначально главным конструктором проекта был Дмитрий Марков, и под его руководством велись основные работы по Ту-134. Однако в конце 1962 года Марков был перенаправлен заниматься разработками военных самолетов Туполева, а новым главным конструктором этого типа был назначен Леонид Селяков, который занимал эту должность до окончания серийного производства Ту-134 в 1980-х годах.

-5

Время тестирования

В конце февраля 1963 года от обозначения Ту-124А отказались и самолет получил обозначение Ту-134. Это решение было принято самим Андреем Туполевым, поскольку он хотел показать, что в то время разрабатывался совершенно новый самолет, а не только "улучшенная" версия Ту-124, хотя такое заявление нельзя было признать полностью правдивым.

Первый прототип совершил свой полет 29 июля 1963 года под командованием Александра Калины в качестве командира экипажа. В начале следующего года началась сборка второго прототипа. Он был зарегистрирован под обозначением CCCP-45076 и, как и все остальные Ту-134, производился на Харьковском авиационном заводе.

Он имел удлинённый на 50 см фюзеляжизмененную внутреннюю планировку, которая позволяла уместить 64 пассажира. Также была модернизирована механизация крыла после первоначальных неудовлетворительных испытаний первого прототипа.

-6

Запас топлива был увеличен с 11500 кг до 13000 кг, а максимальная взлетная масса достигла 42 тонн. Это хоть немного соответствовало требованиям Аэрофлота, датированным осенью 1961 года.

Второй прототип Ту-134 совершил свой первый полет 9 сентября 1964 года.

Результаты первоначальных заводских испытаний двух прототипов привели к несколько неоднозначным выводам. С одной стороны, самолет прекрасно вел себя в воздухе. С другой стороны, из-за спешности проектирования и испытаний нового самолета и его основы в качестве Ту-124, Ту-134 имел немало аэродинамических недостатков.
Двух ТРД Д-20П-125 тягой 5700 кгс каждый оказалось недостаточно для самолета с максимальной взлетной массой 42 тонны. Из-за Т-образного хвостового оперения также были опасения, что хвостовое оперение окажется неэффективным на больших углах атаки.

-7

На этом первая часть статьи про Ту-134 подошла к завершению. О дальнейшей истории этого советского самолёта мы поговорим в следующих статьях. А пока напишите в комментарии, как прошёл ваш первый опыт полёта на Ту-134. Заранее спасибо.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.