Чтобы начать торможение, водитель жмет на педаль тормоза. И сам того не ведая, запускает процесс чередования прихватывания трущихся поверхностей и проскальзывания. И снова прихватывания и проскальзывания. То есть торможение – это циклический процесс, при котором неизбежно возникают колебания. Колеблется колодка, колеблется весь тормозной узел. А где колебания – там и звук. «Колодка визжит» - говорим мы, когда звуковые волны слышимого диапазона достигают наших ушей в виде писка или скрипа. И раздражают, покушаясь на святое понятие «комфортный автомобиль».
Казалось бы, если звука нет вообще, то вот это самое и есть хорошо. Но не все так однозначно.
Дело в том, что в трущейся паре «колодка – диск» или «колодка – барабан» никаких звуков не раздастся, если будет отсутствовать тот самый циклический процесс «прихватывания-проскальзывания». Такой случай реализуется в трущейся паре с коэффициентом трения (k) меньше 0,2.
Запомним это: звука не будет, если k < 0,2.
В то же время у колодки обычного легкового автомобиля коэффициент трения лежит в диапазоне 0,35–0,45. Да и вообще, чем он больше, тем выше сила трения и, значит, надежнее торможение.
Вот и прикидывайте теперь, что важнее – тишина в салоне автомобиля с плохими тормозами или безопасная езда на скрипящих и визжащих колодках.
Не нужно нам ни первое, ни второе. Не будем утрировать – разумно использовать надежные безопасные изделия, рекомендованные производителем автомобиля.
В проверенных колодках технологически совмещено несовместимое – колебания и тишина. Делается это посредством правильной конструкции самой колодки.
Образно говоря, тормозная колодка похожа на «слоеный пирог». Один из слоев является противошумной накладкой с полимерным покрытием. Накладка наносится с тыльной стороны колодки и служит для того, чтобы понизить звуковое проявление торможения, т.е. сдвинуть диапазон звуковых колебаний в зону, недоступную человеческому уху.
Противошумная накладка – не единственный шаг к достижению тишины. Есть и другие факторы, изменяя которые можно влиять на звуки при торможении.
Выявляются эти факторы во время испытаний тормозного узла, когда на специальном оборудовании изучают собственные колебания элементов тормозной системы. Не вдаваясь в подробности, отметим главное – испытатели замеряют собственные частоты колодки и диска, а потом выявляют возможности взаимного гашения колебаний. Для наглядности строят графики зависимости колебаний от разных факторов. Графики и замеры позволяют просчитать варианты изменения вибраций – грубо говоря, вот тут прибавить массу, а тут убавить; чуть изменить форму или выполнить отверстие, и т.д.
Но чаще всего разными способами «сдвигают» резонансную частоту колодки при ее взаимодействии с тормозным диском. Этого сдвига можно добиться, «играя» рецептурой фрикционной смеси. Например, изменяя ее неоднородность или вводя специальные добавки.
Еще один способ сдвинуть частоту – поменять конфигурацию накладки. На ней могут выполняться скосы, фигурные закругления по периметру (так называемые «бабочки») и другие геометрические решения. И такие изменения реально работают.
А еще радикально изменяют резонансную частоту пропилы (или канавки) в теле накладки – особенно несимметричные, смещающие центр тяжести колодки.
Теперь от теории обратимся к конкретике.
Бренд MOBILAND, запчасти категории aftermarket. Изготавливаются по чешским технологиям и в соответствии со стандартами качества европейских автоконцернов. Продукция известна в России с 2006 года, так что бренд – не новичок.
По части тормозных деталей – практически не имеет нареканий. Тормозные колодки MOBILAND отнюдь не хуже аналогичных деталей раскрученных брендов. Рецептуры фрикционных смесей подобраны по современным требованиям, чтоб тормозной путь был минимален, а сам процесс торможения эффективен. Противошумные накладки (да, да, те самые, о которых упомянуто выше) на колодках ведут себя достойно, так что при движении слышна… тишина. Колодки по всем параметрам одобрены автопроизводителями. Полный ассортимент тормозной системы можно посмотреть по ссылке: https://mobiland.auto/catalog/
Можно не верить официальной информации производителя изделий, но как отнестись к многочисленным отзывам рядовых автомобилистов? Зачем им обманывать себе подобных?
У MOBILAND немало отзывов относительно тормозных деталей. Вот навскидку некоторые. Об эффективности и противошумном поведении колодок (стиль и орфография авторов сохранены):
Апрель 2022, из сети VK: …колодки Mobiland спереди стоят, пока полёт нормальный, не скрипят, не стучат… https://vk.com/wall-93923700_30026?reply=30032&thread=30028
Май 2022, из сети VK: … Ставил "мобиленд", не скрипят не пылят, тормозят. https://vk.com/wall-39172465_1822853?reply=1823083
Июль 2022, портал drive2.ru : … Я не парился и брал диски «мобилэнд». А задние барабаны TRW. 17 тыщ наездил, претензий пока нет… https://www.drive2.ru/l/621943701127571173/#a622033861081062180
Июль 2022, портал drive2.ru: …Остановился на фирме MOBILAND, это чешский производитель, которые имеет вполне достойную репутацию… https://www.drive2.ru/l/623773288476188623/
Август 2022, из сети VK: …как вариант неплохой чешский и не скрипучий это MOBILAND 431200930… https://vk.com/wall-20301739_408512
И таких отзывов – сотни.
Разумеется, в бочке меда всегда есть ложка дегтя. Не без этого. Противникам бренда и прочим скептикам хочется сказать вот что.
Когда говорят, что скрипит или пищит колодка, то волей или неволей лукавят. Ведь колеблется, а значит, шумит, не только колодка. Колеблется весь тормозной узел – диск, суппорт, шланги. Да и ступица не остается в стороне. Определить, с какой силой и в какой степени колеблется колодка, невозможно! Ведь даже в ультрасовременных в лабораториях проверяют на вибрацию не одну деталь, а весь узел в сборе.