Найти в Дзене
PRO Историю

Бомбардировщик, который мог бы переломить ход ядерной лихорадки: Бартини А-57

Оглавление

Самолет, опередивший время, — именно так нередко называют бомбардировщик Бартини А-57. Проект машины появился в разгар Холодной, гонка вооружений шла полным ходом, и советская сторона горела идеей разработать летательный аппарат, который ранее не видел мир. Гидросамолет-амфибия должен был иметь возможность взлетать с любых поверхностей, заправляться топливом посреди океана, а также транспортировать ядерное оружие на существенные расстояния. Концепция в свое время воодушевила многих советских ученых, инженеров и конструкторов. Но почему бомбардировщик так и не увидел свет?

SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...
SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...

Проект Бартини

Роберт Людвигович Бартини, специалист с выдающимися математическими способностями, создал концепцию самолета еще в 1952-м году: он просчитал схему с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Спустя 3 года ученый представил проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55, которая впоследствии стала называться А-57.

Бартини был итальянцем, бежавшим из своей страны из-за расцвета фашизма. Он нашел пристанище в СССР: с его коммунистическими взглядами это был идеальный вариант. До конца своих дней он прожил в Советском Союзе, где трудился авиаконструктором, создавая нестандартные проекты самолетов, которые должны были противостоять капиталистическим Штатам.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Задумка нового бомбардировщика казалась до такой степени фантастической, что сначала проект отклонили, после чего Бартини обратился за помощью к Королеву, при содействии которого удалось создать несколько экспериментальных моделей для подтверждения расчетов. Работу возобновили в 1957-м году, и тогда к разработке подключились специалисты ЦАГИ и ЦИАМ.

Летающая амфибия

Беспрецедентная разработка по смелости задумки могла бы бросить вызов самым громким проектам прошлого. Стратегический бомбардировщик благодаря специфическому принципу полета мог подниматься в воздух практически с любой поверхности: например, воды, снега, льда, что позволяло использовать арктические аэродромы, расположенные на дрейфующих льдинах. Немаловажен и тот факт, что А-57 мог пополнять запасы топлива непосредственно в океане с кораблей или подводных лодок — фактически перед носом у противника.

SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...
SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...

Бомбардировщик планировали создать по схеме «бесхвостки» с выраженной интегральной компоновкой, то есть фюзеляжа как такового, по сути, не предполагалось. Конструкция по всем параметрам отличалась новизной и смелостью:

«Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах — выпуклый вверх. Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки».

По всей видимости, А-57 взлетает при воздействии экранного эффекта, как и экранопланы, хотя он значительно отличается от них конструкционно.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Необычный бомбардировщик был призван исполнять важную боевую задачу — переносить вооружение. Термоядерная бомба «244Н», или РДС-4, она же «Татьяна», стала первым тактическим ядерным оружием, которое в СССР начали производить серийно. Ее вес составлял 3 тонны. Кроме нее, А-57 предполагалось оснастить 5 крылатыми ракетами РСС, размещавшимися сверху двигателей. Несмотря на то что это был крупный самолет с внушительным объемом вооружения, экипаж состоял из 3 человек.

Что касается характеристик, по расчетам конструкторов ожидалось следующее:

«… с пятью такими двигателями [НК-10Б (П10-Б)] самолёт мог летать с крейсерской скоростью 2500 километров в час и подниматься на высоту 24000 метров. Взлетный вес А-57 должен был составлять 270-305 тонн, большой запас топлива позволял самолёту покрывать огромные расстояния».
-5

IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!

SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...
SFERA – Pro Историю — Поставьте лайк...

Сворачивание проекта

Для оценки проекта была собрана комиссия из представителей нескольких научных центров и конструкторских бюро, и специалисты с энтузиазмом отнеслись к концепции Бартини. Эксперты дали добро, однако на правительственном уровне решение о старте работы по неизвестным причинам так и не было принято.

Остается только гадать, в чем причина и куда могло бы повернуть противостояние сверхдержав, если бы А-57 все-таки появился. Секретный бомбардировщик вполне способен был бы перевернуть ядерную «игру».

📌Подпишитесь и поставьте лайк. Дальше будет только интереснее...

Предлагаем прочитать:

Круизный лайнер «Олимпик»: собрат «Титаника», который сумел потопить немецкую подлодку, и прослужил верой и правдой четверть века
SFERA – Pro Историю15 января 2023
Залез с винтовкой на бруствер и ждал советской пули: что написал генерал СС перед тем как пойти на верную гибель в Сталинграде
SFERA – Pro Историю14 января 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Авто
5,66 млн интересуются