Самолет, опередивший время, — именно так нередко называют бомбардировщик Бартини А-57. Проект машины появился в разгар Холодной, гонка вооружений шла полным ходом, и советская сторона горела идеей разработать летательный аппарат, который ранее не видел мир. Гидросамолет-амфибия должен был иметь возможность взлетать с любых поверхностей, заправляться топливом посреди океана, а также транспортировать ядерное оружие на существенные расстояния. Концепция в свое время воодушевила многих советских ученых, инженеров и конструкторов. Но почему бомбардировщик так и не увидел свет?
Проект Бартини
Роберт Людвигович Бартини, специалист с выдающимися математическими способностями, создал концепцию самолета еще в 1952-м году: он просчитал схему с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Спустя 3 года ученый представил проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55, которая впоследствии стала называться А-57.
Бартини был итальянцем, бежавшим из своей страны из-за расцвета фашизма. Он нашел пристанище в СССР: с его коммунистическими взглядами это был идеальный вариант. До конца своих дней он прожил в Советском Союзе, где трудился авиаконструктором, создавая нестандартные проекты самолетов, которые должны были противостоять капиталистическим Штатам.
Задумка нового бомбардировщика казалась до такой степени фантастической, что сначала проект отклонили, после чего Бартини обратился за помощью к Королеву, при содействии которого удалось создать несколько экспериментальных моделей для подтверждения расчетов. Работу возобновили в 1957-м году, и тогда к разработке подключились специалисты ЦАГИ и ЦИАМ.
Летающая амфибия
Беспрецедентная разработка по смелости задумки могла бы бросить вызов самым громким проектам прошлого. Стратегический бомбардировщик благодаря специфическому принципу полета мог подниматься в воздух практически с любой поверхности: например, воды, снега, льда, что позволяло использовать арктические аэродромы, расположенные на дрейфующих льдинах. Немаловажен и тот факт, что А-57 мог пополнять запасы топлива непосредственно в океане с кораблей или подводных лодок — фактически перед носом у противника.
Бомбардировщик планировали создать по схеме «бесхвостки» с выраженной интегральной компоновкой, то есть фюзеляжа как такового, по сути, не предполагалось. Конструкция по всем параметрам отличалась новизной и смелостью:
«Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах — выпуклый вверх. Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки».
По всей видимости, А-57 взлетает при воздействии экранного эффекта, как и экранопланы, хотя он значительно отличается от них конструкционно.
Необычный бомбардировщик был призван исполнять важную боевую задачу — переносить вооружение. Термоядерная бомба «244Н», или РДС-4, она же «Татьяна», стала первым тактическим ядерным оружием, которое в СССР начали производить серийно. Ее вес составлял 3 тонны. Кроме нее, А-57 предполагалось оснастить 5 крылатыми ракетами РСС, размещавшимися сверху двигателей. Несмотря на то что это был крупный самолет с внушительным объемом вооружения, экипаж состоял из 3 человек.
Что касается характеристик, по расчетам конструкторов ожидалось следующее:
«… с пятью такими двигателями [НК-10Б (П10-Б)] самолёт мог летать с крейсерской скоростью 2500 километров в час и подниматься на высоту 24000 метров. Взлетный вес А-57 должен был составлять 270-305 тонн, большой запас топлива позволял самолёту покрывать огромные расстояния».
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Сворачивание проекта
Для оценки проекта была собрана комиссия из представителей нескольких научных центров и конструкторских бюро, и специалисты с энтузиазмом отнеслись к концепции Бартини. Эксперты дали добро, однако на правительственном уровне решение о старте работы по неизвестным причинам так и не было принято.
Остается только гадать, в чем причина и куда могло бы повернуть противостояние сверхдержав, если бы А-57 все-таки появился. Секретный бомбардировщик вполне способен был бы перевернуть ядерную «игру».
📌Подпишитесь и поставьте лайк. Дальше будет только интереснее...
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA