Или как я купил Запорожец
Давно мечтал купить себе горбатый Запорожец, и вот звезды сошлись: как раз когда я отправил жену погостить к теще, мне подвернулся подходящий экземпляр 1964 года выпуска. Правда, в Сосновом Бору и непривычного цвета. Но единственное, на что в таких машинах стоит обращать внимание – наличие документов, а они у него были.
Мы довольно быстро сторговались с хозяином, он помог с доставкой и вот, морозным пятничным днем в моем гараже появился заветный жужик.
Дефектовка, день первый
Обмыв покупку, купив б/ушный аккумулятор и насмотревшись инструкций по ремонту запорожцев всех мастей от канала Совжесть (https://www.youtube.com/@flugegeheimen968), я радостно прикатил в гараж на следующий день. Веры в то, что машина подаст хоть какие-то признаки жизни у меня было не больше чем в то, что Земля стоит на трех китах, водруженных на черепаху.
Продавец рассказывал, что пару лет назад машина собственным ходом заехала в гараж, Однако судя по вмятинам на мордашке, с трудом вытащившейся запаске и вмятине, оставленной ее ободом на баке, затормозить тормозами он в этом гараже уже не смог. Тормозов у машины не было. Педаль упала, тормозной цилиндр заклинило, а в бачке краснела густая БСК-24 с какими-то комками. (найти бачок, резиновая пробка которого превратилась в пластилин, неотличимый от густого слоя мастики, которой было обмазано подкапотное пространство, оказалось непросто.
Спустя время бывший хозяин пытался завести машину, но ничего не вышло. Грешил на стартер. Отдал в ремонт, но он как раз оказался в порядке, после чего хозяин охладел к идее поставить машину на ход.
Проблемных мест, помимо мертвых тормозов, в машине два – прогнившее дно под пассажирским сиденьем (правой стороной машина стояла у стенки гаража, и каждую весну под ней образовывалась лужа, слева дно сохранилось лучше) и неродной салон: вместо передних сидений какой-то злой гений вкорячил при помощи брусков и шурупов сиденья от восьмерки и надел вместо родного руля руль от опеля, маленький и неудобный. Надо искать сиденья.
Первым делом я покрутил коленвал, чтобы проверить, не заклинило ли поршни. Вал крутился туговато, что было хорошим знаком. Масла (непонятного и черного) на щупе было вдоволь. Выкрутил свечи, залил в цилиндры керосин (тратиться на «Пенного Валеру» ради призрачной надежды завестись было глупо), чтобы откисли залегшие кольца, если таковые имеются.
Отвинтил отопитель. Затем залег снять ГТЦ.
Книжку по ремонту я нечитал очень невнимательно, поэтому вместо выкрутить штуцер ГТЦ, начал сразу откручивать штуцера тормозных трубок от четверника распределителя. К тому, что он разместился четко за трубой торсиона, жизнь меня тоже не готовила.
Штуцер задней левой тормозной трубки, расположившийся за торсионом, не откручивался никак. Пришлось обрезком полотна перепилить трубку. Затем открутил штуцер ГТЦ, открутил болты в салоне и вынул цилиндр. Так-то удобная конструкция, если правильно ее снимать.
Цилиндр закис, пробки намертво пристали к корпусу. Залил керосином.
Хотел снять педальный узел, но зрелище болтов, приржавевших намертво к гайкам со стороны днища, временно охладило мой пыл.
Время поразвлечься
Почистил наждачкой свечи (все разные, но нормальный комплект, оставшийся у меня со времен обладания пятеркой Жигулей, куда-то подевался) вкрутил обратно, несколько раз покрутил коленвал, чтобы раскидать по двигателю масло. На удивление, что-то из бака стал качать бензонасос: в фильтре появилась желтоватая жижа.
Накинул клеммы на аккумулятор, затем взял лампочку с двумя проводами, один конец посадил на массу, вторым ткнул в плюсовую клемму. Никакого эффекта. Пощелкал выключателем массы и понял, что проблема была, скорее всего, в нем. Выкинул, зачистил корпус, прикрутил провод от минусовой клеммы, и о чудо – при повороте ключа на панели загорелась лампа аварийного давления масла и контрольная лампа генератора.
Включил зажигание. Тяжело заухал стартер и все.
Отключил от реле стартера синий провод от вытяжной обмотки стартера. Если им ткнуть в плюс на этом же самом реле, стартер начинает крутиться. Это позволяет не прыгать каждый раз в салон.
Проверил свечи – искра есть. Хотя провода и под замену – местами изоляция потрескалась.
Скинул воздушный фильтр, истекающий маслом. Вообще неизвестно, что там.
Тут меня осенило – октан-корректор. В книжке нарисован красивый винт для точной регулировки.
Здесь же просто рычажок - и носик где-то за трамблером без всяких подписей. Облил жидким ключом рычажок, зачистил, расшатал. Никакого эффекта.
Пришла светлая мысль – а что вообще в баке после стольких лет простоя. Отсоединил шланг бензонасоса от топливопровода, и тут же из последнего хлынула на пол жидкость, даже не пахнущая бензином. Хотя не замерзающая.
Прокачал девяносто вторым бензонасос.
Далее снял карбюратор (все равно тросы, идущие к нему, бесполезны ибо закисли), повертел в руках, ища, как бы слить его содержимое, и, пока крутил, его радостно вырвало на ящик с инструментами и пол через отверстие перелива. Для верности проверил жиклеры (чистые, хотя не думал, что бывают такие большие отверстия в жиклерах), выкрутил сливной винт из камеры. Больше ничего не вытекло, я лишь грустно посмотрел на поплавок.
Между карбюратором и коллектором – какая-то пластиковая проставка и прокладка из коробки от тортика(!). Прокладка полуразложилась. Решил первый пуск провести без нее. Продул патрубки, кинул шланг от печки (он был самый длинный) в бутылку с бензином. Надел провод от стартера на плюс реле так, чтобы он не соскальзывал, и стартер продолжал крутить мотор, одной рукой выкрутил заслонку холостого хода, второй стал проворачивать туда-сюда октан-корректор. И - о чудо: в каком-то положении раздались взрывы в цилиндрах и мотор заработал. Первый раз я от радости забыл скинуть клемму с реле стартера (реле блокировки тут отсутствует и с проводкой все вообще плохо), поэтому машину удалось заглушить, только скинув клемму с аккумулятора. Второй раз двигатель уверено завелся с ключа и тарахтел, пока в гараже все не заволокло дымом а я не успел снять видео (видео тоже выложил: https://dzen.ru/video/watch/63bca3e0502c281906232aec?t=6).
И это в минус 16 на непонятном масле после многолетнего простоя!
Итоги
Буду дальше потихоньку разбирать машину и дефектовать. Целые в машине только стеклоподъемники и стартер, но это не точно.
Опытные зазоводы посмеются над моими письменами, но, возможно они пригодятся такому же, как я неофиту.