Найти тему

Thank God, I’m ZAZOVOD! Часть 1

Оглавление

Или как я купил Запорожец

Жужик на эвакуаторе
Жужик на эвакуаторе

Давно мечтал купить себе горбатый Запорожец, и вот звезды сошлись: как раз когда я отправил жену погостить к теще, мне подвернулся подходящий экземпляр 1964 года выпуска. Правда, в Сосновом Бору и непривычного цвета. Но единственное, на что в таких машинах стоит обращать внимание – наличие документов, а они у него были.

С английским у гайцов в начале нулевых было vse horosho
С английским у гайцов в начале нулевых было vse horosho

Мы довольно быстро сторговались с хозяином, он помог с доставкой и вот, морозным пятничным днем в моем гараже появился заветный жужик.

Чтобы не попасть в первую же аварию, притеревшись к замерзшей ниве, пришлось  втроем поднять жужик за жопку и закинуть на платформу
Чтобы не попасть в первую же аварию, притеревшись к замерзшей ниве, пришлось втроем поднять жужик за жопку и закинуть на платформу

-Псс, парень, не хочешь сизого дыма из трубы?
-Псс, парень, не хочешь сизого дыма из трубы?

Дефектовка, день первый

Обмыв покупку, купив б/ушный аккумулятор и насмотревшись инструкций по ремонту запорожцев всех мастей от канала Совжесть (https://www.youtube.com/@flugegeheimen968), я радостно прикатил в гараж на следующий день. Веры в то, что машина подаст хоть какие-то признаки жизни у меня было не больше чем в то, что Земля стоит на трех китах, водруженных на черепаху.

Продавец рассказывал, что пару лет назад машина собственным ходом заехала в гараж, Однако судя по вмятинам на мордашке, с трудом вытащившейся запаске и вмятине, оставленной ее ободом на баке, затормозить тормозами он в этом гараже уже не смог. Тормозов у машины не было. Педаль упала, тормозной цилиндр заклинило, а в бачке краснела густая БСК-24 с какими-то комками. (найти бачок, резиновая пробка которого превратилась в пластилин, неотличимый от густого слоя мастики, которой было обмазано подкапотное пространство, оказалось непросто.

Спустя время бывший хозяин пытался завести машину, но ничего не вышло. Грешил на стартер. Отдал в ремонт, но он как раз оказался в порядке, после чего хозяин охладел к идее поставить машину на ход.

Найдите расширительный бачок ГТЦ
Найдите расширительный бачок ГТЦ

Проблемных мест, помимо мертвых тормозов, в машине два – прогнившее дно под пассажирским сиденьем (правой стороной машина стояла у стенки гаража, и каждую весну под ней образовывалась лужа, слева дно сохранилось лучше) и неродной салон: вместо передних сидений какой-то злой гений вкорячил при помощи брусков и шурупов сиденья от восьмерки и надел вместо родного руля руль от опеля, маленький и неудобный. Надо искать сиденья.

Первым делом я покрутил коленвал, чтобы проверить, не заклинило ли поршни. Вал крутился туговато, что было хорошим знаком. Масла (непонятного и черного) на щупе было вдоволь. Выкрутил свечи, залил в цилиндры керосин (тратиться на «Пенного Валеру» ради призрачной надежды завестись было глупо), чтобы откисли залегшие кольца, если таковые имеются.

Комплектность моторного отсека
Комплектность моторного отсека
Родной отопитель ШААЗ, выпущенный в январе 1964 года. 59 лет назад!
Родной отопитель ШААЗ, выпущенный в январе 1964 года. 59 лет назад!

Отвинтил отопитель. Затем залег снять ГТЦ.

Педали на фоне ГТЦ, истекшего БСК
Педали на фоне ГТЦ, истекшего БСК

Книжку по ремонту я нечитал очень невнимательно, поэтому вместо выкрутить штуцер ГТЦ, начал сразу откручивать штуцера тормозных трубок от четверника распределителя. К тому, что он разместился четко за трубой торсиона, жизнь меня тоже не готовила.

Распределитель, заснятый телефоном, подсунутым между торсионов
Распределитель, заснятый телефоном, подсунутым между торсионов
Из книжки по Запорожцу, смотри позицию 8
Из книжки по Запорожцу, смотри позицию 8

Штуцер задней левой тормозной трубки, расположившийся за торсионом, не откручивался никак. Пришлось обрезком полотна перепилить трубку. Затем открутил штуцер ГТЦ, открутил болты в салоне и вынул цилиндр. Так-то удобная конструкция, если правильно ее снимать.

Цилиндр закис, пробки намертво пристали к корпусу. Залил керосином.

Хотел снять педальный узел, но зрелище болтов, приржавевших намертво к гайкам со стороны днища, временно охладило мой пыл.

Время поразвлечься

Почистил наждачкой свечи (все разные, но нормальный комплект, оставшийся у меня со времен обладания пятеркой Жигулей, куда-то подевался) вкрутил обратно, несколько раз покрутил коленвал, чтобы раскидать по двигателю масло. На удивление, что-то из бака стал качать бензонасос: в фильтре появилась желтоватая жижа.

Накинул клеммы на аккумулятор, затем взял лампочку с двумя проводами, один конец посадил на массу, вторым ткнул в плюсовую клемму. Никакого эффекта. Пощелкал выключателем массы и понял, что проблема была, скорее всего, в нем. Выкинул, зачистил корпус, прикрутил провод от минусовой клеммы, и о чудо – при повороте ключа на панели загорелась лампа аварийного давления масла и контрольная лампа генератора.

Виновник всех бед
Виновник всех бед

Включил зажигание. Тяжело заухал стартер и все.

Отключил от реле стартера синий провод от вытяжной обмотки стартера. Если им ткнуть в плюс на этом же самом реле, стартер начинает крутиться. Это позволяет не прыгать каждый раз в салон.

Проверил свечи – искра есть. Хотя провода и под замену – местами изоляция потрескалась.

Скинул воздушный фильтр, истекающий маслом. Вообще неизвестно, что там.

Тут меня осенило – октан-корректор. В книжке нарисован красивый винт для точной регулировки.

Картинка из книжки про запорожец с регулировочными гайками октан-корректора
Картинка из книжки про запорожец с регулировочными гайками октан-корректора

Здесь же просто рычажок - и носик где-то за трамблером без всяких подписей. Облил жидким ключом рычажок, зачистил, расшатал. Никакого эффекта.

Пришла светлая мысль – а что вообще в баке после стольких лет простоя. Отсоединил шланг бензонасоса от топливопровода, и тут же из последнего хлынула на пол жидкость, даже не пахнущая бензином. Хотя не замерзающая.

Прокачал девяносто вторым бензонасос.

Далее снял карбюратор (все равно тросы, идущие к нему, бесполезны ибо закисли), повертел в руках, ища, как бы слить его содержимое, и, пока крутил, его радостно вырвало на ящик с инструментами и пол через отверстие перелива. Для верности проверил жиклеры (чистые, хотя не думал, что бывают такие большие отверстия в жиклерах), выкрутил сливной винт из камеры. Больше ничего не вытекло, я лишь грустно посмотрел на поплавок.

Между карбюратором и коллектором – какая-то пластиковая проставка и прокладка из коробки от тортика(!). Прокладка полуразложилась. Решил первый пуск провести без нее. Продул патрубки, кинул шланг от печки (он был самый длинный) в бутылку с бензином. Надел провод от стартера на плюс реле так, чтобы он не соскальзывал, и стартер продолжал крутить мотор, одной рукой выкрутил заслонку холостого хода, второй стал проворачивать туда-сюда октан-корректор. И - о чудо: в каком-то положении раздались взрывы в цилиндрах и мотор заработал. Первый раз я от радости забыл скинуть клемму с реле стартера (реле блокировки тут отсутствует и с проводкой все вообще плохо), поэтому машину удалось заглушить, только скинув клемму с аккумулятора. Второй раз двигатель уверено завелся с ключа и тарахтел, пока в гараже все не заволокло дымом а я не успел снять видео (видео тоже выложил: https://dzen.ru/video/watch/63bca3e0502c281906232aec?t=6).

И это в минус 16 на непонятном масле после многолетнего простоя!

Итоги

Буду дальше потихоньку разбирать машину и дефектовать. Целые в машине только стеклоподъемники и стартер, но это не точно.

Опытные зазоводы посмеются над моими письменами, но, возможно они пригодятся такому же, как я неофиту.

Авто
5,66 млн интересуются