Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Антикварные шины на старинных велосипедах - за и против...

Как известно любому опытному коллекционеру, на исторических велосипедах возраста свыше 50 лет крайне редко сохраняется оригинальная резина, то есть покрышки и камеры. Связано это как с неизбежным износом и дефектами, приобретаемыми в процессе эксплуатации, так и с естественным старением резины. Поэтому, когда в руки коллекционера попадает велосипед с оригинальными шинами, перед ним встает во всей свое красе дилемма – сохранить аутентичную резину, что автоматически приведет к невозможности или ограничении эксплуатации веломашины, или же установить новые современные покрышки и кататься в свое удовольствие?

Вот, к примеру, идеально сохранившийся немецкий велосипед Wanderer 1937 года - на оригинальной резине:

Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шины Continental Extra Prima, новенькие, без износа. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Каждый владелец исторического велосипеда решает этот вопрос самостоятельно. Лично я не стремлюсь ездить на велосипедах из своей коллекции – стараюсь их беречь с тем, чтобы передать следующим поколениям оригинальные образцы, максимально соответствующие своему первоначальному виду. У меня есть некоторое количество велосипедов, аккуратную эксплуатацию которых я считаю вполне допустимой – в основном они оснащены современной резиной, выглядящей более-менее соответственно аутентичной. В мире существуют несколько производителей, выпускающих классические велосипедные покрышки, соответствующие по рисунку протектора старым образцам 80-100-летней давности. Понятно, что при производстве таких шин используется современная технология и современные же материалы, но внешний вид шин все же приближен к прототипу.

Покрышка 1940 года производства Ярославского Резинокомбината треста Главкаучук. Советский велосипед ДД-22 производства Московского Велозавода. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Покрышка 1940 года производства Ярославского Резинокомбината треста Главкаучук. Советский велосипед ДД-22 производства Московского Велозавода. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Здесь можно посмотреть обзор велосипеда модели ДД-22, выпущенного на Московском Велозаводе в 1936 году. Велосипед на аутентичной довоенной резине:

С камерами проще – их не видно и нет принципиального значения, аутентичные они или нет – главное, чтобы оригиналу соответствовал вентиль. К счастью, в настоящее время все еще выпускаются камеры с классическим вентилем (клапаном) системы Dunlop, который был наиболее распространен в течении практически всего ХХ века, хотя приобрести их становится все труднее. Камеры с таким вентилем использовались на английских, немецких и советских веломашинах. Отличительным признаком ранних вариантов вентилей Dunlop является предохранительный колпачок с цепочкой, предохраняющий его от потери. Вторым концом цепочка крепилась к специальной шайбе с проушиной, надевавшейся на вентиль и крепившейся фасонной гайкой, или же к ближней к вентилю спице. Обычно реставраторы ставят старинную арматуру (гайки, шайбы, цепочки и колпачки), на современные вентили Dunlop.

Новые камеры Continental Extra Prima. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Новые камеры Continental Extra Prima. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Новые камеры Continental Extra Prima. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Новые камеры Continental Extra Prima. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Оригинальные английский шины Dunlop, установленные на велосипеде московского завода ГАЗ №1 (бывший "Дукс"), изготовленного в 1922 году. Вентиль системы Dunlop с арматурой 1920-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Оригинальные английский шины Dunlop, установленные на велосипеде московского завода ГАЗ №1 (бывший "Дукс"), изготовленного в 1922 году. Вентиль системы Dunlop с арматурой 1920-х годов. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Здесь можно посмотреть обзор велосипеда московского завода ГАЗ №1 (бывший "Дукс"), изготовленного в 1922 году. На велосипеде установлены шины Dunlop 1920-х годов:

На французских и итальянских велосипедах как 100, так и 20 лет назад наиболее распространенным был вентиль Presta. Камеры с ним выпускаются и сейчас; более того, популярность этой системы в последние десятилетия только выросла. Для придания аутентичного вида ретро-велосипеду имеет смысл использовать старинные металлические колпачки вместо современных пластиковых, в остальном внешний вид арматуры практически неизменен.

Вентиль французского типа Presta. Современная покрышка Michelin установлена на французском велосипеде Hirondelle Retro-Direct 1929 года. Рисунок протектора соответствует 1920-40-м годам, но материалы и технологии, конечно, современные. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Вентиль французского типа Presta. Современная покрышка Michelin установлена на французском велосипеде Hirondelle Retro-Direct 1929 года. Рисунок протектора соответствует 1920-40-м годам, но материалы и технологии, конечно, современные. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор велосипеда Hirondelle Retro-Direct 1929 года можно посмотреть здесь:

Автомобильный вентиль системы Шрадера (Schrader) имеет американское происхождение и был распространен на заокеанских велосипедах с начала ХХ века. Распространение его в Европе было небольшим вплоть до 1970-х годов, но позднее он стал довольно популярным – на дорожных и городских велосипедах. В 1970-90-х годах камеры с «авто-ниппелем» стали массовыми в СССР и на пост-советском пространстве. Вентиль Шрадера ценился за надежность, неприхотливость и возможность использования высокопроизводительных автомобильных насосов для накачивания колес.

Есть еще один элемент, относящийся к велосипедным шинам, об аутентичности которого владельцы исторических велосипедов обычно даже не вспоминают, так как он абсолютно незаметен. Этот элемент – ободная лента, часто именуемая в быту флиппером. Предназначение ее – предохранять камеру от прокола и протирания спицами, торчащими из обода. В начале ХХ века на большинстве велосипедов использовалась тканевая лента, соединяемая в районе отверстия для вентиля металлической пряжкой. В 1930-х годах в обиход вошли замкнутые резиновые защитные ленты, быстро вытеснившие неудобные тканевые, которые, кроме того, часто намокали и служили очагами коррозии для ободов.

Ободная резиновая лента Continental. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ободная резиновая лента Continental. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ободная резиновая лента Continental. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ободная резиновая лента Continental. Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея имеется множество образцов старинных велосипедных шин, камер и флипперов. Часть их украшает комплектные велосипеды, но некоторые хранятся отдельно, в расчете на возможность экспозиции.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Оригинальная покрышка рижской фабрики Varonis 1941 года выпуска, установленная на велосипеде G.Erenpreis Turista Ideals из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Оригинальная покрышка рижской фабрики Varonis 1941 года выпуска, установленная на велосипеде G.Erenpreis Turista Ideals из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор латвийского дорожного велосипеда G.Erenpreis Turista Ideals 1941 года: