Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Почему «Эмку» не совсем правильно называть ГАЗ М-1 и другие интересные факты про легендарный автомобиль

На выставке Gorky Classic 2022 показали около двух десятков довоенных моделей ГАЗ, восстановленных в идеальное состояние.

Такая экспозиция была бы неполной без ГАЗ-М1, который считается одним из самых массовых автомобилей того времени.

Как и в случае с другими подобными автомобилями, я не хочу в очередной раз пересказывать их историю. Лучше сконцентрируюсь на отдельных фактах.

Уверен, что некоторые из них вы не знали (или знали, но забыли).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Наиболее массовый того времени

ГАЗ-М1 действительно был одним из самых массовых автомобилей того времени.

Его выпускали с 1936 по 1942 годы, а суммарный объём производства составил 62 888 экземпляров.

Аналогов у него просто не было. Для примера, выпускаемый в те же годы правительственный ЗИС-101 изготовили в количестве лишь 8752 экземпляра.

Автомобиль не назывался ГАЗ М-1

А вот это уже более интересный факт: во время своего производства автомобиль назывался просто «М-1» в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова.

Название завода ГАЗ в написании ГАЗ-М-1 стало широко употребляться лишь с 1965 года, то есть через 20 лет после прекращения производства модели.

Копия Ford

Все знают, что ГАЗ-А был практически точной копией Ford Model A, но не знают, что ГАЗ-М1 также создавался по прообразу модели Ford – Model B.

Если говорить конкретнее, то за точку отсчёта взяли Ford V8 Model 40 1933 года. Конструкцию основательно переработали, усилив во многих местах.

Большая часть изменений пришлась на шасси, раму, рулевое управление. Так что если ГАЗ-А действительно был практически точной копией Ford Model A, то М-1 имел гораздо больше отличий от американского донора.

При этом внешне советский и американский автомобили действительно были очень похожи.

Двигатель от ГАЗ-А

Главным отличием М-1 от Ford был двигатель: если у американца под капотом стоял V8, то советские инженеры решили, что это перебор, и ограничились четырёхцилиндровым силовым агрегатом.

Совершенно очевидно, что его не стали разрабатывать с нуля, а взяли у предшественника — ГАЗ-А.

Правда немного модернизировали, добавив, например, сразу три насоса бензиновый, водяной и масляный.

В итоге он выдавал 50 лошадиных сил против 40 л.с. у ГАЗ-А.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Кузов не полностью металлический

Кузов ГАЗ М-1 был практически полностью цельнометаллическим за исключением крыши, которая представляла собой обтянутый брезентом деревянный каркас.

Интересно, что некоторые кузовные элементы были унифицированы с «полуторками», например, проём лобового стекла и задние двери.

Кстати, все четыре двери открывались против движения автомобиля.

Почти все чёрные

Практически все автомобили были окрашены в чёрный цвет с узкой красной полосой, проходящей по бортам.

Из-за цвета и популярности среди сотрудников НКВД к автомобилю прилепилось прозвище «Чёрный воронок», хотя само по себе оно появилось намного раньше.

Был основным такси того времени

В 1936—1946 годах М-1 был основным советским таксомотором. Например, на сентябрь 1939 года в Минске насчитывалось 20 такси М-1, в Ленинграде — 465, в Москве — 2740.

Эксплуатация продолжалась до послевоенных времён и закончилась в 1946-47 годах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц