Найти в Дзене

Судьба самолёта: история Як-40, летавшего в Канаду

В 1970-х Як-40 был настоящей звездой за пределами СССР: первый в мире реактивный самолёт для местных авиалиний вызывал большой интерес со стороны многих иностранных авиакомпаний. Одним из таких международных турне стал визит Як-40 СССР-87490 в Канаду в 1976 году. Об истории этой машины, ставшей экспонатом центрального музея ВВС в Монино, и пойдёт речь дальше.

Самолёт с номером СССР-87597 (спустя 4 года б/н заменят) был выпущен в 1971 году на Саратовском авиационном заводе. В пассажирской эксплуатации этот борт никогда не был и использовался ОКБ Яковлева в демонстрационных целях. В 1972 году этот Як-40 в компании других новинок советского авиапрома - Ту-144, Ту-154 и Ил-62 - демонстрировался на авиасалоне в Ганновере.

В 1975 году борт 87597 вновь отправился заграницу - на этот раз на авиасалон в Ле-Бурже. По возвращении из Франции самолёт переделали в один из прототипов Як-40К - грузо-пассажирскую версию с грузовой дверью по левому борту. В том же году самолёту присвоили новый номер - СССР-87490.

-2

Во время работ по созданию грузо-пассажирской версии салон самолёта разделили на 2 части. Но поскольку на регулярные рейсы этот Як-40 не передавался, внутренним пространством яковлевцы распорядились по своему усмотрению. В первой части салона, где должен был располагаться грузовой отсек, установили диван и 2 кресла. Во второй части, изначально планировавшейся для перевозки пассажиров, установили 9 кресел по схеме 2+1. Именно в таком виде самолёт и улетел в Канаду в 1976 году.

-3

В своё канадское турне Як-40 СССР-87490 отправился из Советского Союза через Норвегию. Северную Атлантику самолёт пересёк с двумя посадками для дозаправки в Исландии и Гренландии.

Визит Як-40 в Канаду продлился полтора месяца, за это время самолёт выполнил около 100 полётов и пересёк страну от побережья Атлантики до побережья Тихого океана. Всего над Канадой борт СССР-87490 пролетел более 40 тысяч километров, посетил несколько десятков аэропортов, в том числе и Куглуктук - один из самых северных аэропортов страны. За визит в канадскую Арктику самолёт получил эмблему с полярным медведем, нанесённую чуть позади кабины пилотов.

-4

После возвращения из Канады самолёт ещё несколько лет эксплуатировался в интересах ОКБ Яковлева и был списан 5 декабря 1980 года. Свой последний полёт Як-40 СССР-87490 совершил 26 января 1981 года, перелетев в Монино с аэродрома на Ходынском поле. В 2006 году самолёт был отреставрирован силами волонтёров музея. Периодически во время дней открытых дверей в центральном музее ВВС на борт этого Як-40 водятся экскурсии.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

"Штормовой" Як-40: история борта RA-87992

Судьба самолёта: история Як-141, упавшего на палубу авианосца

ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды

Судьба самолёта: история "хрущёвского" Ту-114

Первый постсоветский авиадвигатель: ПД-14