Ту-114 - не самый частый гость в авиамузеях. Из 33 выпущенных самолётов до наших дней уцелели всего три экземпляра, из которых два находятся в России. Один из них стоит в Ульяновском музее гражданской авиации, а второй, герой этого поста, в - Монино. Это во многом уникальная машина - первый прототип Ту-114 и самолёт, на котором в 1959 году Никита Хрущёв отправился с визитом в США.
Самолёт с номером СССР-Л5611 был выпущен в 1957 году на заводе №156, позднее переименованном в Московский машиностроительный завод "Опыт". Это был первый в СССР дальнемагистральный пассажирский самолёт и единственный в мире самолёт такого типа, оснащённый турбовинтовыми двигателями. Кроме того, на тот момент это был крупнейший лайнер в мировой авиации.
В своё первое заграничное путешествие борт СССР-Л5611 отправился летом 1959 года. В начале июня самолёт побывал в Венгрии и Албании, а уже в 19 июня Ту-114 демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. 28 июня самолёт вновь отправился заграницу, совершив свой первый межконтинентальный рейс в США. Полёт состоялся рамках выставки достижений cоветской науки, техники и культуры в Нью-Йорке. Ту-114 преодолел 8100 километров между Москвой и Нью-Йорком за 11 часов и 6 минут. По прилёту случился самый известный казус, связанный с заграничными визитами Ту-114 : в американском аэропорту попросту не оказалось трапа нужно высоты. Советская делегация 40 минут ожидала в самолёте, пока принимающая сторона решала вопросы с трапом.
Однако тот полёт был лишь своеобразной репетицией для главного события в жизни борта СССР-Л5611. В сентябре 1959 года Никита Хрущёв должен был отправиться в США. Это был первый в истории визит советского лидера в Соединённые Штаты, поэтому готовились к нему особо тщательно. Заводские испытания Ту-114 к тому моменту были ещё не окончены, но Туполев настоял, чтобы Хрущёв летел именно на этом самолёте.
Для обеспечения безопасности Хрущёва по всему маршруту следования самолёта над Северной Атлантикой были расставлены советские корабли. Они выполняли сразу две роли: навигационную и спасательную. Чтобы Ту-114 не отклонился от курса, штурманы самолёта должны были ориентироваться на радиостанции кораблей. Если же в полёте что-нибудь произошло и самолёту пришлось бы садиться на воду - два ближайших корабля поспешили бы на помощь пассажирам и экипажу.
Ранним утром 15 сентября 1959 года Ту-114 СССР-Л5611, на борту которого находилась советская правительственная делегация, вылетел из аэропорта "Внуково". Вечером того же дня самолёт совершил посадку на аэродроме Эндрюс-Филд, неподалёку от Вашингтона. Весь 12-часовой полёт прошёл без происшествий, не считая проблем с запуском двигателя №2 в Москве. Сам Хрущёв в своих мемуарах вспоминал, что после посадки на авиабазе история с коротким трапом повторилась, однако переводчик советского лидера Виктор Суходрев утверждает, что в тот раз проблем с выходом из самолёта не было. Версию Суходрева подтверждают и сообщения американских СМИ (в них присутствует подробное описание огромного советского лайнера, но нет ни одной строки об недостаточной длине трапа). Кроме того, на архивной хронике после спуска Хрущёва отчётливо виден автотрап на базе пикапа Ford F, в то время как большинство источников утверждает, что для покидания Ту-114 советскому лидеру понадобилась пожарная лестница.
Во время визита в США, который продлился почти 2 недели, Хрущёв Ту-114 не использовал и между городами перемещался на Boeing 707 американских ВВС. Ту-114 же всё это время простоял на авиабазе Эндрюс-Филд, где его неоднократно посещали высокие чины армии США.
Возвращение Хрущёва в СССР также прошло без серьёзных происшествий, но глубокой ночью в небе над Гренландией самолёт попал в сильную магнитную бурю. Связь с Москвой удалось восстановить только на рассвете, что изрядно потрепало нервы ответственным на земле.
После возвращения из США самолёт продолжил испытательные полёты. В июне 1961 года борт Л5611 попал в аварию и получил серьёзные повреждения. Из-за поломки подъёмника правой стойки шасси экипажу пришлось выполнять посадку на две стойки. В конце пробега самолёт накренился и зацепил ВПП правым крылом с работающими двигателями. Разлетевшиеся обломки винтов пробили фюзеляж и повредили электросистему самолёта. Пожара удалось избежать, однако из-за полученных повреждения самолёт 2 года простоял на земле. Ремонт самолёта после аварии продлился до весны 1963 года, тогда же его передали в Куйбышев на завод №18, где самолёт продолжил испытательные полёты - на этот раз для отработки технических решений для серийных Ту-114.
Борт Л5611 участвовал в испытательных полётах до конца 1968 года, после чего его перегнали обратно в Жуковский. На аэродроме ЛИИ имени Громова самолёт простоял до весны 1972 года, когда его решено было передать в монинский авиамузей. Как и многие экспонаты монинского музея, борт СССР-Л5611 сильно пострадал от рук вандалов. Сейчас силами волонтёров ведётся восстановление самолёта.
Материалы по теме:
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA
Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"
Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт
Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
Самолёт в торговом центре: история Ту-154 RA-85848
Пара Ту-214, Ил-18, Ми-8 и одинокий A330: аэропорт Сочи
Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?