Найти в Дзене
Цивилизация техно

"ИЖ Триал" - мотоцикл которого не дождались

Советские заводы, как известно, "гнали план" и разработкой принципиально новых моделей особо не "заморачивались". На то были свои причины: рынок был крайне не насыщен и поглощал все что давали, или как модно тогда было говорить - выкидывали на продажу, поэтому вкладываться в разработку чего-то нового было затратно, а следовательно совершенно бессмысленно. Это в конечном счете и подвело отечественную мотопромышленность - когда появилась возможность всем желающим свободно покупать автомобили, а мотоциклы перешли в разряд дорогих игрушек, в период экономических потрясений 1990-х годов, на двухколесную технику спрос резко упал и мотоциклетные заводы после непродолжительной агонии стали постепенно закрываться. К тому же последнее время появилось и много импортных мотоциклов, что окончательно добило неповоротливую отечественную мотопромышленность. На данный момент в России из "легендарных" советских марок остались лишь мотоциклы "Урал" да "ЗиД", и то, ЗиД выпускает мотоциклы по большей части на базе импортных комплектующих, да и в уралах довольно много деталей зарубежных брендов и главный рынок сбыта для них западные страны.

Тем не менее, когда-то отечественные мотозаводы разрабатывали вполне интересные модели, которые по разным причинам не пошли в серию. Одной из таких разработок был мотоцикл "ИЖ Триал".

ИЖ Триал (из открытых источников)
ИЖ Триал (из открытых источников)

Мотоцикл был сконструирован в 1981 году Игорем Булатовым и построен в единственном экземпляре. Для него была спроектирована оригинальная хребтовая рама, стильный обвес. Двигатель использовали от мотоцикла ИЖ Планета-спорт, дефорсированный для достижения большей тяговитости на малых оборотах. Колеса были тоже оригинальной конструкции с широкопрофильной вездеходной резиной: 10-дюймовое заднее и 14-дюймовое переднее. Также планировалось оснастить мотоцикл задней вилкой из алюминиевого сплава с центральным моно-амортизатором.

ИЖ Триал (из открытых источников)
ИЖ Триал (из открытых источников)

Конечно, для спортивных соревнований по триалу данный мотоцикл вряд ли бы подошел, но для езды по бездорожью мог оказаться очень неплохим вариантом, да и внешне смотрелся весьма стильно. На мой взгляд, для настоящего вездехода ему не хватало принудительного охлаждения двигателя и закрытой рамы, желательно дуплексной с "лыжей"(иначе где-нибудь в горах картер двигателя пробивался бы на раз, по крайней мере на моем собственном ИЖ Юпитере нижняя раздвоенная часть рамы была вся избита камнями, зато картер оставался цел и невредим). Также, думаю, этому мотоциклу куда лучше бы подошел более длинноходный двигатель от обычной ИЖ Планеты в исполнении для мотоколяски СЗД - с принудительным вентиляторным охлаждением цилиндра и головки.

В любом случае мотоцикл получился весьма неординарным и свою целевую нишу обязательно бы нашел. Очень жаль что руководство завода, а скорее всего профильного министерства, не заинтересовалось данной разработкой. Сельчане, охотники, рыбаки, да и просто любители природы были очень заинтересованы в подобной технике.