Самые красивые здания Самары были построены в совсем короткий, по меркам истории, промежуток времени - с 1890-го по 1915-ый годы.
Вспомним, что в архитектуре конца 19-го века назрело стремление отказаться от традиций и полностью переосмыслить прошлое, технический прогресс подсказывал новые конструктивные решения, а ход истории вел к росту национального самосознания , и именно в эти годы зародился и быстро завоевал весь мир новаторский стиль «модерн»
В Самаре за четверть века появилось около трехсот ярких построек «нового стиля», причем впечатляет и разнообразие направлений – представлен как «Венский сецессион» Торгового дома Пермяковых, так и образец стиля бельгийской школы - здание Почтамта, неорусский, «северный» и «мавританский» модерн. Создавали самарскую архитектурную коллекцию именитые мастера – Александр Зеленко, Дмитрий Вернер, Платон Шаманский, Георгий Мошков и Филарет Засухин при участии столичных коллег – Александра фон Гогена, Федора Лидваля и Федора Шехтеля. Даже классик, консерватор и приверженец «русского стиля» Александр Щербачев не остался в стороне, спроектировав для доктора Эрна особняк в новой и еще непривычной стилистике.
При этом – удивительно, но факт – автор самого первого в Самаре здания, выстроенного в духе и приемах «модерна» до сих пор неизвестен! Сам же особняк, датируемый 1899-м годом, находится на улице Чапаевской, 110 и называется Домом Либерфорта.
О владельце тоже информации немного – мещанин Исайя Аронович Либерфорт был предположительно уроженцем Витебска, в Самару приехал в начале 1890-х. Нынешние жильцы его бывшего дома считают, что трудился ювелиром, но согласно отрывочным архивным данным – с золотом и бриллиантами он дела не имел, а содержал мясную лавку.
Усадебное место под строительство на тогдашней улице Николаевской приобрел в 1897-м году, подал в Управу прошение о строительстве и через два года стал хозяином нового дома с еще непривычным для Самары обликом.
Особняка Исайи Либерфорта отличался благородной изысканностью , романтизмом и имел яркие отличительные черты «нового стиля». Композиция его асимметрична, выступ - ризалит в левой части с гладкими пилястрами на всю высоту уравновешивался объемным балконом с круглыми колоннами и фигурной аркой справа. Округлые плавные формы высокой аттиковой стенки над ризалитом, напоминающие раковину, перекликались с объемным наличником чердачного окна.
Композиционная доминанта – массивный балкон – увенчана фигурным куполом с главкой и тонким шпилем, силуэт купола повторяется в причудливых формах оконных проемов с криволинейной расстекловкой
Приглушенный светло-серый цвет, фигурная кирпичная кладка, витые арки окон и рельефный зубчатый декор под ними, изящный шпиль до сих пор вызывают ассоциации с произведениями и героями Шекспира, а балкон с фигурным порталом получил название «балкона Джульетты».
Документов о послереволюционной судьбе дома не осталось, но совершенно очевидно, что у хозяев романтичный особняк был отобран и национализирован. Исключений из этого правила не было! Либерфорты Самару не покинули и попытались наладить взаимодействие с новыми властями.
Сначала это удалось – известно, что сын бывшего домовладельца Яков Исаевич Либерфорт в 20-е годы успешно работал в Самарском губернском союзе потребительских обществ, занявшем бывший особняк Николая Попова. Яков Исаевич занимал должность заведующего пищевым отделом, карьера шла в гору и в начале 1930-х он был переведен в Москву.
В столице служил заведующим отделом в конторе по заготовке мяса и птицы «Центромясоптица» и проживал в Малом Трехсвятительском переулке - пока не настал 1937-ой. 3 ноября 1937-го года вместе со всем руководством конторы был арестован по обвинению в участии в шпионской диверсионно-террористической организации. После скорого, но неправедного суда 14 марта 1938-го года Яков Либерфорт был расстрелян в Коммунарке и похоронен там же. Через 18 лет, в 1956-м, полностью реабилитирован.
Гуляющие по Самаре туристы продолжают восхищаться прекрасным образцом модерна на тихой Чапаевской. Экскурсоводы говорят, что дом Либерфорта посещал В.В. Куйбышев. Правда, часто ли и зачем – не уточняют. Дом до сих пор остается жилым и красивым, но довольно неухоженным, несмотря на внесение в перечень объектов культурного наследия. Фасад понемногу осыпается, шатер на крыше протекает, жители ожидают ремонта. Как известно, терпение - великая добродетель
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете