В конце 1907-го года в Самаре произошло радостное для горожан событие – на углу Москательной (Льва Толстого) и Саратовской (Фрунзе) открылся «храм праздника и веселья» театр-цирк «Олимп». Хотя из-за подковерных интриг открылся с оговоркой «временно» и окончательной приемки удалось добиться лишь через 9 месяцев – огромную популярность у горожан завоевал сразу.
Секрет мгновенного успеха был, наверное, в том, что заказчики-хозяева смогли привлечь публику самых разных вкусов и сословий. Мечтой братьев-купцов Павла и Семена Калининых был театр. Но недаром они тридцать лет торговали рыбой на Троицком базаре и успели изучить нравы всех слоев самарского общества! Жизненный опыт говорил, что высокое искусство театра широкой популярности не получит, а смекалка подсказала идею – театр совместить с «простым народным» цирком.
Для реализации замысла пионеры самарского шоу-бизнеса обратились к губернскому инженеру Платону Васильевичу Шаманскому, и для него это смелое и необычное здание стало творческой вершиной.
Присущая другим работам Шаманского строгость, сдержанность и некоторая холодноватая «петербургскость» здесь сменяется романтическим полетом фантазии в стиле «модерн». Выходящий на перекресток скошенный угол формировал «граненый» объем и позволял воспринимать одновременно все три фасадные «грани». «Фирменный» элемент автора – огромное трехчастное окно полуциркульной формы в уровне третьего этажа над зоной парадного входа придавало облику ажурную легкость, а сам скошенный угол превращал перекресток в маленькую площадь.
Великолепие архитектурного решения сочеталось с практичностью решения инженерного –театральный зрительный зал на 1100(!) мест легко трансформировался в цирковую арену. Тогдашний бизнес-справочник – Адрес-календарь Самарской губернии за 1908-ой год – уведомлял о наличии в «Олимпе» собственного концертного оркестра и «роскошного буфета с первоклассной кухней»
Большой зал с хорошей акустикой привлекал исполнителей самых разных жанров. Не меньше цирковых выступлений народ любил так называемые «чемпионаты французской борьбы» - хорошо сыгранные шоу с заранее подстроенным результатом, собиравшие битком набитый зал. Успешно выступали известные певцы – Леонид Собинов и Иван Козловский, поэты – Александр Блок и Владимир Маяковский, читались научные лекции, ставились драматические и оперные гастрольные спектакли.
Рекорд посещаемости был установлен в октябре 1909-го на концерте Федора Шаляпина. Правда, выступление едва не сорвалось - цирковая сцена хранила некоторые запахи животных, и Федор Иванович заявил: «я в конюшнях не пою!».Но, поскольку гонорар превышал стоимость двух автомобилей «Форд», концерт состоялся, и публика заполнила все сидячие и стоячие места, проходы и закоулки.
А восемь лет спустя в зале «Олимпа» прошло небывалое ранее представление – 8-го ноября 1917-го года Валериан Куйбышев провозгласил в Самаре установление Советской власти. В угоду новой власти обновился и репертуар - на фоне красных знамен под звуки скрипок и виолончели декламировались «личные воспоминания о знаменитых революционерах».
Правда, вскоре в Самару нагрянул КОМУЧ, и красные знамена убрали от греха подальше до лучших времен. После возвращения большевиков о бывших владельцах уже не было ни слуху ни духу – а театр-цирк переименовали в театр имени Карла Маркса.
В первые послереволюционные годы работала оперная труппа, потом бывший «Олимп» стал прокатным залом для самых разнообразных представлений, а сначала 30-х годов открылся прекрасный театр оперетты.
Какие-то организационные просчеты не дали ему сохраниться, и с 1940-го – даты столетнего юбилея П.И Чайковского – здание было предоставлено вновь созданной филармонии.
Новый музыкальный коллектив рос и развивался, а здание начал ветшать. Опасения вновь начало вызывать сомнительное конструктивное решение – и в 1974-м году шедевр Платона Шаманского прекратил свое существование.
Новое здание филармонии было закончено только в 1988-м году. Его «отодвинули» на 15 метров вглубь квартала и по сравнению с предшествующим увеличили в размерах, хотя объем зала остался прежним. Внешний декор частично продублировали.
Главным усовершенствованием считалась новая сцена, оборудованная для размещения органа, и через 13 лет – в 2001-м году орган здесь действительно появился и полюбился слушателям и исполнителям. О цирковом прошлом уже мало что напоминает – разве только периодические концерты эпатажных эстрадных звезд.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете