Хороша собой улица Куйбышева – бывшая Дворянская. Само название указывало на заселение ее чиновниками и знатью, а факт проживания или ведения здесь бизнеса означал высокий социальный статус. Дворянскую первой в городе замостили камнем из Ширяевских каменоломен, в 1869-м году запретили строительство на ней деревянных зданий, и начали на главной улице подниматься каменные особняки один другого краше.
Конечно, кто кого краше – мнений много, но трехэтажный особняк на нынешней Куйбышева, 117 в уличной застройке явно не теряется. Это один из лучших образцов самарского модерна.
Асимметричный, как и положено, фасад композиционно разделен на 4 части, самой выразительной из которых является сдвинутый вправо выступ-ризалит, акцентированный широкими пилонами и возвышающийся над венчающим карнизом фигурной парапетной стенкой с плавными очертаниями. Пилоны декорированы узкими вертикальными шнурами, огибающими круглые розетки и медальоны с масками львов. Прямоугольные окна второго этажа в ризалите украшены замковыми камнями и барельефными букетиками по углам. В нише над центральным окном третьего этажа – задумчивая маска в окружении переплетенных цветков, стеблей и листьев кувшинок и подсолнухов. Венчающий карниз между пилонами плавно изгибается, кованое ограждение кровли повторяет лаконичный геометрический рисунок балконных ограждений.
Левая часть тоже хороша - окна ее второго этажа имеют лучковую форму, наличники с замковым камнем декорированы объемным узором в виде листьев и симпатичными круглыми «ушками» с лепными букетиками. Что касается авторства – здесь очевидно видна сильная и смелая рука архитектора-самородка Георгия Мошкова. Глядя на фасад особняка, нетрудно понять, почему Александр Щербачев настолько впечатлился эскизами и рабочими чертежами Мошкова, что позвал тогдашнего строительного бригадира-десятника к себе в ученики и помощники.
Что же касается заказчиков, известна лишь их фамилия – Сибиряковы, и то, что они проживали на Дворянской с середины 1880-х годов. И это удивительно, поскольку шикарный особняк на главной улице губернской столицы могли себе позволить только люди со средствами,а в Самаре биографии состоятельных людей были известны до мельчайших подробностей. Например, что отец краеведа Константина Головкина начал бизнес у уличной торговли пряниками, взятыми в пекарне на реализацию под честное слово, или миллионеры Аржановы сколотили первоначальный капитал на скотопрогонных трактах, а Шихобаловы пришли в Самару после разорительного пожара в родном селе с деньгами, взятыми в долг у бывших односельчан - попытать счастья на новом месте.
Можно предположить, что были они людьми приезжими - фамилия подсказывает, из каких краев. Мощный купеческий клан Сибиряковых в те годы вел активную коммерческую деятельность в Томске и Иркутске, владел золотыми приисками и еще много чем. Возможно, и самарские Сибиряковы имели отношение к «тем самым».
Но это только догадки, а факты таковы, что в 1884-м году купец Сибиряков купил у мещанки Гуськовой усадьбу на Дворянской с двухэтажным каменным домом, а двадцать лет спустя, в 1904-м году, уже после кончины мужа, Любовь Сибирякова перестроила унаследованный особняк по проекту Георгия Мошкова в стиле «модерн». Первый этаж традиционно отводился под магазины, второй и третий были жилыми.
Про арендаторов, в отличие от хозяев, известно больше. Так, предприниматель Я.С. Рубинов арендовал помещения сразу для двух своих магазинов – книжного и готового платья, а сам проживал в квартире наверху
Еще один известный квартиросъемщик – коллежский советник Федоров. Его жена, собрав огромную коллекцию книг – свыше 6 тысяч – арендовала в особняке комнаты для библиотеки. Согласно тогдашним газетным объявления, абонемент на детские книги и учебники в библиотеке А.Н. Федоровой стоил всего 30 копеек в месяц. После революции библиотека Федоровой, бывшая, кстати, по тем временам немалым состоянием, была «экспроприирована» и стала библиотекой имени Горького.
Еще несколько слов о владельцах. По архивным данным, с 17 октября 1916-го года являлся некто З.Ф. Перов. То есть Сибиряковы, незаметно появившись в Самаре, спустя 32 года также незаметно из города исчезли. Новый владелец особняком владел, да только недолго - в 1919-м случилась национализация. В 1920-е вселился профсоюз работников связи, затем другие учреждения.
Сегодня памятник культурного наследия используется приблизительно в первоначальном формате : первый этаж – магазины, верхние – жилье. Правда, не просторные квартиры, а коммуналки. Проведенная в 2018-м году реставрация подъезды, увы, не затронула. В достойном состоянии сейчас только то, что оказалось "неубиваемым" - чугунные лестничные ограждения и напольная плитка харьковского завода Бергенгейма. Хозяева нынешних магазинов здесь теперь не проживают .
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете