Сначала про доктора. Звали его Эрих-Леонгард Густавович Эрн. В Самару он приехал в 1893 году и начал служить младшим врачом Борисовского резервного батальона. Отличался активностью и трудолюбием – и Самара его оценила по достоинству!
Помимо основной службы занимался частной практикой, был врачом в знаменитой самарской гимназии сестер Харитоновых. Еще на общественных началах являлся библиотекарем Общества врачей Самарской губернии.
Самара тогда была невелика, так что лечился и консультировался у доктора Эрна весь город! Тогдашнему молодому сотруднику «Самарской газеты» Алексею Пешкову он посоветовал бросить нервную журналистскую работу и беречь свое хрупкое здоровье для творчества . Алеша Пешков доктора послушал и из Самары вскорости уехал.
А карьера Эриха Густавовича шла в гору. Дослужился до чина надворного советника, дающего право на дворянство – и стал немецкий доктор российским дворянином! Какой следующий шаг следовало предпринять? Правильно, построить в городе собственный особняк, благо – доходы позволяли.
Доходы и положение позволяли также обратиться к известнейшему самарскому архитектору. Архитектора звали Александр Щербачев. Если Барселону называют городом Антонио Гауди, то Самару справедливо будет называть городом Александра Щербачева. Половина исторической Самары застроена по его проектам, так что по трудолюбию и упорству они с Эрном друг друга стоили
Надо сказать, Щербачев получил классическое образование – был выпускником петербургской Академии Художеств и московского Высшего Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Работал в основном в псевдорусском стиле и стилях неоклассицизма и неоренессанса– в единогласии с заказчиками. А Эрн захотел особняк в новомодном стиле модерн! Среди дворянства это считалось варварством и признаком дурного тона.(Даже наш земляк – Алексей Толстой – называл прекрасные самарские образцы модерна «нелепо-роскошными», было дело!) Так что архитектор имел некоторые предубеждения против стиля, отвергающего традиции.
Но – Мастер потому и Мастер, что может все!
«Откуда есть пошла земля русская»точно неизвестно, а вот откуда пошел модерн самарский –хорошо известно! От особняка доктора Эрна. Причем так хорошо пошел, что сейчас специалисты называют Самару столицей модерна.
В 1902-м году Эрн с семьей переехал в новый дом. Он, как и булгаковский профессор Преображенский, в 20-комнатах не только жил, но и работал! А еще часть помещений сдавал для приема коллегам-врачам. Такой вот был многопрофильный медицинский центр в прекрасном особняке на нынешней улице Чапаевской, а тогда Николаевской.
В тревожные 20-е годы прошлого века в здании некоторое время было самарское отделение ВЧК , а во время Отечественной войны здесь разместили посольство Польши.
В 1943 году представителей недружественного государства выселили, особняк вошел в комплекс Самарской областной клинической больницы и с тех пор служит первоначальным целям – приему и лечению жителей. Все встало на свое место.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете