Профессия почтальона тоже является одной из древнейших. Любопытство и желание знать, что происходит в других местностях и странах, было присуще нашим предкам с древнейших времен.
Старейшим видом связи были гонцы – пешие или конные носители сообщений. Во всех древних цивилизациях - Египте, Междуречье, Греции, Персии, Китае, Римской империи -имелась хорошо налаженная государственная почтовая связь , и письменные сообщения пересылались по принципу эстафеты.
· И, однажды начавшись, почтовое сообщение уже не прерывалось. В средние века, когда ввиду феодальных распрей государственная почта не слишком-то функционировала, действовали монастырская и университетская почты, а позже – цеховая и купеческая, содержавшая при крупных торговых домах собственных курьеров
· Что касается русской почты, то она является одной из старейших в Европе и насчитывает уже больше тысячи лет. Особенно активизировалась почтовая деятельность при Петре Первом – наладилась связь между Москвой и сибирскими городами, были учреждены почтамты в Москве, Риге и Петербурге, с 1716-го года заработала почтовая линия Москва - Санкт-Петербург. Однако установление регулярной почтовой связи с другими городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились в главных городах провинций и уездов.
Наш город обзавелся почтовой связью в 1742-м, причем Самара тогда была настолько незначительна, что движение корреспонденции шло через Орскую крепость.
Ну а с образованием 3 января 1851-го года Самарской губернии уездная почтовая контора, подчинявшаяся Симбирску, была преобразована в губернскую с подчинением непосредственно почтовому департаменту. Находилась она на углу улиц Успенской(Комсомольской) и Николаевской (Чапаевской), и удостоилась от градоначальника Петра Алабина нелестных отзывов: «...Местонахождение почтовой конторы не представляет необходимых удобств для публики, тем более, что к конторе ведут грязные, немощёные улицы. Внутренний вид не соответствует тому значению, какое имеет это учреждение в таком большом торгово-промышленном городе, как Самара. Помещение конторы тесно, грязно, не представительно».
Скорее всего, «непредставительность» конторы объяснялась тем, что почтовое заведение в ту пору было глубоко убыточным. Продолжалось это до тех пор, пока в 1884-м году не произошло объединение почтового и телеграфного ведомств – и казна вместо убытков стала получать ежегодный доход в 500 тысяч рублей. В Самаре после взаимовыгодного ведомственного альянса с 1886-м году стали повсеместно открываться новые почтово-телеграфные отделения, а главная контора смогла переселиться на главную улицу – Дворянскую.
Разместилось почтово-телеграфное ведомство на пересечении Панской и Дворянской в арендованном на 12 лет доме купца Новокрещенова в «русском стиле». В здании были оборудованы отделы для обработки корреспонденции, склады, рядом располагалась конюшня. Хотя арендодатель чуть ли не ежегодно повышал арендную плату и Дума пыталась контору снова переселить – почтовое ведомство решило остаться на главных улицах, сдавая часть здания в субаренду. Так что на первом этаже расположился магазин П.В. Щетинкина, торговавший шикарными мехами.
В 1910-м году был проведен его капитальный ремонт, после которого здание, построенное в 1866- м году «по образцовому проекту», получило новый облик в стиле, тяготеющем к «бельгийскому модерну». Особенно отчетливо это видно в оформлении входной группы, напоминающей узкие фасады особняков, плотно стоящих в историческом центре Брюсселя.
Присутствовали и прочие характерные черты стиля – рисунок окон, асимметричность конструкции и композиции, облицовка белым майоликовым «кабанчиком»
На фасаде над центральным входом появился тематический барельеф, выше – огромный декоративный бронзовый шар, символизирующий планету. Шар красовался на здании до середины прошлого века – а потом был демонтирован.
В середине 50-х годов по проекту Петра Щербачева была проведена реконструкция интерьеров – на это раз в стиле торжественной социалистической неоклассики. Внутреннее пространство организовано массивными прямоугольными столбами-пилонами с пилястрами, опирающимися на пьедесталы, выполненные в технике оселкового мрамора. Пилоны «несут» декоративные балки, делящие потолок на отдельные ячейки с люстрами, А бра на центральных опорах создают в помещении особую атмосферу.
Вообще на реконструкции зданию везет. В 1960-е годы по проекту художника Б.М. Пемова к главным фасадам были пристроены глубокие остекленные витрины. Так что внешний и внутренний облик здания отражают меняющиеся идеалы времени - от эклектики к модерну, советской неоклассике и минималистичному функционализму 60-х.
А самарский почтамт, похоже, разместился здесь всерьез и надолго. Во всяком случае, вместо планируемых 12 лет - уже 132 года.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете