Принято считать, что есть три основные причины, которые повлекли за собой массовый голод в 1921 году, охвативший регионы Поволжья, Южной Украины, Крыма, Башкирии, Казахстана, Приуралья, Западной Сибири. В период с 1921 по 1923 год от недоедания пострадало около 40 миллионов человек.
Причины эти таковы:
1. Стихийный грабеж крестьян голодающими горожанами;
2. Жестокая засуха 1921 года, недород (в некоторых регионах урожай не превышал количество семян, затраченных на посевную);
3. Разрушительные последствия Гражданской войны.
Но на самом деле, первая причина исходит из второй и третьей, а вторая причина — не причина, а следствие одной из главных причин, ранее не упомянутой.
Засуха, которая повлекла за собой гибель урожая, образовалась не просто так, а была следствием целенаправленного уничтожения леса в Среднем Поволжье, которое началось еще до Революции. Экологическая система территорий такова, что резкое изменение природы на одном участке (регионе) сказывается и на других, срабатывает "принцип домино".
Исследователь проблемы Е.В. Воейков из Финансового университета при Правительстве РФ (Новый исторический вестник №4, 2020г.), на основании архивных данных, считает, что леса Поволжья погубили вырубки и зловредные пожары.
Леса злодеи жгли, чтобы скрыть хищническую вырубку деревьев крестьянами. А перед этим большинство лесов сгубили, так как зерновая монокультура требовала освобождение земли от леса и больших распашек. Деревья корчевали, сводились луга, образовывались глубокие овраги. Лес оставался только у помещиков (10-20% от общей территории земель), куда крестьянству доступ был закрыт. Но и эти немногие леса еще сдерживали солнцепек и ветры, оберегая посевы.
А уже после Революции, когда крестьяне бросились делить помещичьи угодья, они побежали рубить и лес. И получалось так, что одной деревне лес не доставался, по причине его более раннего сведения под пашню, а другой деревне, стоящей ближе к господскому лесу — лесных массивов доставалось в избытке. И тогда крестьяне обделенной деревни шли по ночам рубить лес своих соседей, а затем и жечь его из зависти.
Помимо этого, множество пожаров образовывалось от установки в лесах тайных самогонных аппаратов (в то время действовал "сухой закон"). Зерно вывозилось в лес от продразверстки ЧОНов, перегонялось в самогон, а затем от костров начинал гореть и лес.
В 1921 году специалист по лесному хозяйству Н.Н. Кедров докладывал о масштабах пожара в Марийской автономной области: "пожар прошёл по площади около 230.000 десятин (примерно 250 тыс. га – авт.) с запасом около 4 миллиона кубов древесины".
В Поволжье также сгорали леса Симбирской (50-70 тыс. десятин леса) и Самарской (30-40 тыс. десятин) губернии. Горели леса в Чувашии, Татарстане, вокруг Царицына и Пензы. И это только за один год, 1921 год. А наплыв лесных пожаров начался в 1919 году и продолжался до 1923 года, до тех пор пока не выгорело до 90% всех лесов.
Местные органы ЧК пытались бороться с поджигателями, но охрана лесов была малочисленна, а на лесников "черные вырубщики" нападали. В итоге, из-за пожаров, поля, прилегающие к зеленым насаждениям, не сумели накопить весеннюю влагу, земля оскудела.
Как пишет историк Макеева в издании "Известия Самарского научного центра РАН", №6, 2016:
"В Мелекесском уезде в отдельных местах вырубались леса на десять лет вперёд. В Пензенской губернии за период с 1918 по 1921 г. лесосеки были разработаны в среднем на пять лет вперёд, в отдельных лесных массивах фиксировались вырубки лесов на 10-15 лет вперёд. Особенно опасной с экологической и экономической точек зрения являлась вырубка лесных массивов по берегам рек и вдоль линий железных дорог.
В мае 1919 г. на заседании лесного подотдела Симбирского губземотдела прозвучала информация о том, что "в 15-верстной полосе от реки Волга все спелые лиственные леса почти вырублены… производилась опустошительная рубка без всякой системы и планов хозяйства".
Именно это и послужило одной из главных причин массового голода в Поволжье 1921-1923гг, который распространился и на соседние регионы. Но это же и послужило причиной и неурожаев в последующих годах!Восстановление лесопосадок в Среднем Поволжье началось лишь в 1936 году.