Найти тему
Порцелиновый фан

Фарфор Мейсена. Военные статуэтки.

Конная статуэтка барабанщика в мундире с треуголкой, обозначающей век XVIII-й, по модели Кендлера 1750-го года, но расписана именно эта уже в XIX-м веке, скорее всего, во второй его половине, во время вновь прорвавшейся после АМПИРА моды на БАРОККО (РОКОКО). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Конная статуэтка барабанщика в мундире с треуголкой, обозначающей век XVIII-й, по модели Кендлера 1750-го года, но расписана именно эта уже в XIX-м веке, скорее всего, во второй его половине, во время вновь прорвавшейся после АМПИРА моды на БАРОККО (РОКОКО). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Йоганн Йоахим Кендлер (нем. Johann Joachim Kändler, 1706–1775). Именно о нём можно безо всяких кавычек сказать, что он внёс неоценимый вклад как в развитие мирового фарфора вообще (например, именно он создал формы для первого большого европейского сервиза - Лебединого (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-meisen-lebedinyi-serviz-17371742-6303a9d05972fd6200fc0d8c), так и в развитие мировой фарфоровой скульптуры в частности. Он стоял у истоков скульптуры малых форм, развивал многие направления, в том числе и такое, как "военные" ("солдатские") статуэтки. В 1731-м году, в возрасте 25 лет он был назначен саксонским курфюрстом Августом Сильным на должность придворного скульптора, а уже в 1733-м стал модельмейстером (главным художником-скульптором) мануфактуры. С этого момента и до начало 1770-х годов он руководил всей модельной мастерской Мейсена.

За годы творческой деятельности лично Кендлером было создано более 1000 фарфоровых фигур разного размера. Кроме статуэток он изготавливал также предметы мебели, модели памятников, осветительные приборы и пр. Его работу на мануфактуре считают "золотым веком" Мейсена. Но ни одним Кендлером прославился Мейсен: у Кендлера были помощники, сотоварищи, великолепные скульпторы Иоганн Фридрих Эберляйн (Johann Friedrich Eberlein), Питер Рейнике (Peter Reinicke), Фридрих Элиас Мейер (Friedrich Elias Meyer) и др.

Ну а сейчас перейдём к собственно "военным" статуэткам. После смерти в феврале 1733-го года Августа Сильного, управлял Саксонией его сын, Август III. И хотя конная статуэтка курфюрста Саксонии Августа III, и одновременно, Короля Польского сделана на Мейсене только в 1761-м году (за два года до смерти тяжеловесного монарха, и в это время он вряд ли мог самостоятельно удержаться в седле), в данном контексте её изображение уместно.

В 1740-м году в Центральной Европе вспыхнул военный конфликт, продолжавшийся долгих восемь лет - т.н. Война за австрийское наследство. Естественно, что в те годы в государствах Германии резко возрос интерес ко всему военному. И фарфоровые мастера не остались в стороне от дел мирских. Смотрим следующую галерею солдатских образов Мейсена раннего периода (1740-1752).

Солдаты в синих мундирах образца 1750-х годов.

В XVIII-м века на Мейсена создаются много статуэток, посвящённых Востоку - на тему Ирана (Персии) и Турции, путём успешных войн распространившей своё влияние на Европу. Естественно, что среди них есть и "военные". Смотрим галерею ниже и учитываем, что, как и в случае описания диковинных животных и экзотических нарядов жителей иных стран и континентов художники-скульпторы Мейсена руководствовались в сильной степени художественным вымыслом (за неимением фактического материала).

Древний Рим. Самая что ни на есть военная тема. Но когда повсеместно царит стиль РОКОКО, даже суровая военная тематика выглядит несколько жеманно...

Конные композиции. Конечно, более сложные в исполнении. И что самое интересное - все всадники на белых конях!

Отдельно стоит представить статуэтки с русским императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II. Обе заказывали себе "конные" портреты (а Елизавета - так ещё и фантазийный конный портрет матери - Екатерины I), и обеим в Мейсене по портретам создали конные статуэтки.

"Императрица Елизавета Петровна на коне и с арапчонком". Об этой статуэтке и её истории, о фактических исторических неточностях при росписи этой статуэтки подробно говорится в статье "Мейсен. Статуэтки. Первая половина XVIII-го века - ч.2.". Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Императрица Елизавета Петровна на коне и с арапчонком". Об этой статуэтке и её истории, о фактических исторических неточностях при росписи этой статуэтки подробно говорится в статье "Мейсен. Статуэтки. Первая половина XVIII-го века - ч.2.". Фото взято из свободного доступа в интернете.

Интересны три статуэтки Нового времени - эпохи ИСТОРИЗМА. Во всех этих статуэтках видна тяга авторов к РЕАЛИЗМУ, и даже НАТУРАЛИЗМУ с налётом репортажности. Две композиции от 1896-го года. На одной изображена смерть саксонского военного (офицера?), спадающее тело которого подхватывает товарищ, на второй изображены раненые прусские кавалеристы, только что вышедшие из боя. И композиция времени Первой Мировой войны - с изображением германского солдата со всей атрибутикой, формой и снаряжением, соответствующими времени. Данной статуэтке посвящена отдельная галерея.

Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.