Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Лебединый сервиз (1737-1742). Мейсен.

Если Мейсен можно по праву назвать первой европейской фарфоровой мануфактурой, а также фарфоровой мануфактурой "первой среди равных" (а "равных" можно по пальцам перечесть), то Лебединому сервизу навечно уготовано звание первого большого столового сервиза мира. До того на Мейсене, копируя Китай, производили парные вазы или даже комплекты (т.н. гарнитуры) из трёх и более ваз, производили чайники, кофейники, чайные (кофейные) наборы, наборы тарелок, но набора в единой стилистике и такой комплектации (!!!) и такого вида (!) до того в мире не существовало.

На разных сайтах я встречал разные цифры: где-то говорилось, что сервиз состоял из почти 3000 предметов, где-то цифра падала до 2200, но цифры менее 2000 не нашёл. Сервиз был рассчитан на 100 персон и состоял из предметов столового сервиза, чайно-кофейного сервиза, шоколадного набора (для питья горячего шоколада), а кроме того - большого количества созданных в той же стилистике канделябров и подсвечников, а также статуэток для развлечения обедающих. Объединял элементы сервиза не только материал - белоснежный твёрдый фарфор, покрытый глазурью - но и оформление: все элементы сервиза в той или иной форме были декорированы изображением белых лебедей. Другим неотъемлемым мотивом декора является вода (олицетворяющая вечное движение жизни) и всё, что с ней связано. Основой рельефа служит изображение волнующейся водной поверхности. Соответственно, в накладном декоре изделий можно увидеть фигуры мифологических водных существ Водного Царства (русалок, нимф, тритонов), а также повсеместно встречаются цапли, улитки, камыши, морские и речные ракушки, дельфины.

Чем примечателен именно этот предмет? Тем, что это оригинал. Из того самого, первого Лебединого сервиза. Экспонат Метрополитен-музея, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). А теперь угадайте, что это? Для какой цели служит? Ваши догадки представляйте в комментариях.
Чем примечателен именно этот предмет? Тем, что это оригинал. Из того самого, первого Лебединого сервиза. Экспонат Метрополитен-музея, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). А теперь угадайте, что это? Для какой цели служит? Ваши догадки представляйте в комментариях.
Предметы Лебединого сервиза, представленные в музее Мейсена. Навряд ли все они - из одного набора - того самого первого выпуска. Скорее, "сборная солянка": предметы Лебединого сервиза разных лет. Фото взято из Википедии.
Предметы Лебединого сервиза, представленные в музее Мейсена. Навряд ли все они - из одного набора - того самого первого выпуска. Скорее, "сборная солянка": предметы Лебединого сервиза разных лет. Фото взято из Википедии.

Работать над сервизом начали в 1737-м году по заказу Первого министра Саксонии, одновременно заведующего всей мануфактурой Мейсен графа Генриха фон Брюля (нем. Heinrich von Brühl, 1700-1763). Повторю то, что о чём уже сообщал в одной из статей: по алчности и склонности к интригам фон Брюль походил как на российского Светлейшего князя Меншикова, так и на некоторых "непотопляемых" персонажам из числа властителей нынешней России. Штат его личной прислуги численностью в 200 человек оплачивался лучше, чем придворный штат короля. В общем, персонаж, с которого легко и приятно можно было бы списывать образ "министра-администратора" из сказки Шварца "Обыкновенное чудо".

За работу взялись главный модельер Мейсена, родоначальник мировой фарфоровой малой пластики Иоганн Йоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler), и его ближайший помощник Иоганн Фридрих Эберляйн (Johann Friedrich Eberlein). В результате был создан величайший шедевр фарфорового искусства в стиле барокко, который по праву является самым известным столовым старинным сервизом мира и до сих пор приковывает взгляды всех, кто так или иначе интересуется фарфором. Огромное количество предметов не позволяло выполнить сервиз, что называется, в один присест. На изготовление ушло несколько лет. Последние элементы сервиза были созданы в 1742-м году.

Элементы сервиза в группе. Супница уже с другим декором (меньше лепных фигур плюс цветочная роспись в медальоне), в стилистике РОКОКО. Скорее всего, это элементы сервиза XVIII-го же века, но исполненного позднее первого (оригинального) - где-то между 1750-м-1770-м годами. В любом случае вся группа и каждый элемент группы представляет музейную ценность! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Элементы сервиза в группе. Супница уже с другим декором (меньше лепных фигур плюс цветочная роспись в медальоне), в стилистике РОКОКО. Скорее всего, это элементы сервиза XVIII-го же века, но исполненного позднее первого (оригинального) - где-то между 1750-м-1770-м годами. В любом случае вся группа и каждый элемент группы представляет музейную ценность! Фото взято из свободного доступа в интернете.

Сервиз на протяжении веков в том или ином виде неоднократно перевыпускался, и до сих пор на Мейсене предметы, копирующие оригинальные формы, на радость богатеньких туристов за очень большие деньги выполняются на заказ. Причём на сегодняшний день заказчик имеет возможность выбора одного из трёх возможных вариантов декора: "Белый рельеф", "Золотой кант" и "Индийские цветы". Как говорится, любой каприз за ваши деньги! В галерее ниже представлены предметы сервиза современного вида, изготавливаемые на заказ. Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки - иначе быть беде!!!

И ещё: гуляя по старинным улочкам Дрездена, заходя в многочисленные музеи Дрездена и в музей Мейсена (н.п. близ Дрездена) надо иметь в виду, что сами "старинные улочки" (как и "старинные улочки" той же Варшавы), которыми восхищаются туристы, являются репликами или "фантазиями на тему", поскольку старинный центр Дрездена (как и центр Вены, Лейпцига, Берлина и других городов Германии времён III-го Райха (Рейха)) был сметён с лица земли бомбардировками Англо-Американской авиации, произведёнными в феврале-апреле 1945-го года (основная бомбардировка Дрездена была осуществлена Королевскими ВВС (Великобритания) 14 февраля конкретно по городским площадям с жилой застройкой, общий тоннаж фугасных и зажигательных бомб составил 2659,3 тонны). Так же и с музейными экспонатами дело обстоит: большинство экспонатов - новодел. Впрочем, такой подход с недавних времян переняли и в России (достаточно посетить "восстановленный" деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском или достроенный недострой в Царицыно в Москве). Кстати, не вижу в таком подходе ничего ужасного, если только ради радости туриста не сносится оригинальное "нескладное" здание с заменой его на красивый и ровный бетонный новодел (как случилось в Москве с гостиницей "Москва", магазином "Военторг", Манежем и Большим театром, и прочими менее известными зданиями (такими, как небольшое банное здание в Кузьминках) - вот их-то точно не Англо-Американская авиация разбомбила...).

Так исторический центр Дрездена выглядел с высоты птичьего полёта после бомбардировок Англо-Американскими ВВС весной 1945-го года. Фото взято из Википедии.
Так исторический центр Дрездена выглядел с высоты птичьего полёта после бомбардировок Англо-Американскими ВВС весной 1945-го года. Фото взято из Википедии.

Так что и фигурки Мейсена, и посуду Мейсена, которую туристы видят (и покупают) в Германии - это на 99% "восстановленные образцы", что, опять-таки, выскажу собственное мнение, не так уж и плохо, и позволяет обыкновенному, не отягощённому дополнительными знаниями туристу познакомиться с внешним видом оригинала. Для тех, кому интересен собственно процесс создания предметов-реплик Лебединого сервиза на современной Мейсенской мануфактуре, может взглянуть на небольшой (и несколько скучный по-моему) ролик, размещённый на Ю-Тьюбе. https://www.youtube.com/watch?v=l9N84vnD46Y

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.