Импортозамещение как необходимость сегодня
Как известно, сегодня на нашу страну наложено рекордное количество санкций и ограничений, поэтому сам факт импортозамещения на рынках не может не радовать.
Хорошо, что наши предприниматели не сидят на месте и пытаются заполнить пробелы, возникшие на рынке. Другой вопрос, как они это делают.
Например, замещение знаменитой сети фастфуда прошло сносно, где-то на 3/5, по моему скромному мнению (подробнее можете прочитать в этой статье). Минусов много, но для перекуса сойдёт. Всё-таки и оригинал сети не был заведением высокого уровня, скорее ближе к забегаловке.
Другое дело — мировая сеть кофеен.
На днях была в Москве, по пути как раз проходила «Stars Coffee». Заглянула туда, чтобы сравнить с оригиналом.
Оценила две сети, поделюсь результатом. Поскольку параметров для сравнения много, сегодня поговорим только про бренд: название, логотип и позиционирование.
Название
Starbucks
Как известно, знаменитая кофейня названа в честь персонажа американского романа «Моби Дик» — Старбака, который был моряком.
Stars Coffee
В основе концепции «Stars Coffee» — хайп на теме импортозамещения, или, выражаясь более мягко, переосмысление концепции бренда ушедшей мировой сети кофеен. При этом, по словам Тимати, новое воплощение должно нравится и бывшей аудитории «Starbucks».
Поэтому всю концепцию бренда отлично отражает неофициальный слоган:
«Баксы ушли, звезды остались» .
Логотип и концепция бренда
Starbucks
На логотипе компании продолжается водная тема: изображена двухвостая женщина.
Изначально задумывались сирены как символ привлекательности: как моряки перед сиренами, так и кофеманы не могут устоять перед «Starbucks». Сирены — существа из древнегреческой мифологии, женщины-птицы либо женщины-рыбы. Но женщина на логотипе больше напоминает Мелюзину, фею из средневековых легенд, основной особенностью которой была именно двухвостость (причём хвост мог быть и рыбий, и змеиный), она была речным существом, поэтому с зазыванием моряков не связана:)
Задумка отличная, но почему она была реализована именно так? По одной из версий, в основе логотипа была гравюра из книги XVI века, на которой Сирена изображается с двумя хвостами.
Но достаточно ли одной авторской гравюры из средних веков (учитывая, что сам образ из древнегреческой мифологии), чтобы сказать, что на логотипе именно сирена?
Создателям бренда, видимо да, но всё равно не считаю, что это объективно. Например, я сейчас нарисую ужа с жёлтыми пятнышками и подпишу, что это гадюка. Станет ли это изображение общепринятым, достоверным для какого-нибудь логотипа или правильной иллюстрацией статьи? Конечно, нет. Потому что гадюка без пятен, а сирена — полу-птица, животное или рыба.
На логотипе всё-таки изображён кто-то похожий на Мелюзину, что сильно влияет на смысл и общую концепцию.
Причина не так важна, остаётся результат: концепция мировой кофейни не продумана до мелочей. Конечно, это не помешало сети завоевать любовь многочисленных потребителей, но всё равно несостыковки, по-моему, значительны:
- «Моби Дик» — роман про охоту на кита, а на лого — существо из фольклора, т.е. в названии и на изображении взяты 2 разных образа (фольклорный и романный), которые не связаны между собой и не очень-то сочетаются, разве что оба связаны с водой, но, мне кажется, этого сходства мало для идеальной концепции;
- Мелюзина вместо сирен на лого, как я и писала выше, лишает изображение смысла.
Мы все привыкли считать «Starbucks» чем-то идеальным в плане бренда, но если покопаться, то получается всё не очень-то стройно и соответствующе.
Поэтому концепция тут продумана, если честно, не на все 100%. Возможно, я сильно придираюсь, но мы всё-таки говорим о МИРОВОМ бренде, который стал мэтром для многих кофеен, а значит должен быть образцовым, насколько это возможно.
Stars Coffee
На логотипе «Stars Coffee» — Царевна-Лебедь из сказки А. С. Пушкина, максимально напоминающая в лице Мелюзину из «Starbucks», но без хвоста, в кокошнике и со звездой, правда но не во лбу, а на головном уборе и без косы, с распущенными волосами (это, наверное, оставили, для большей схожести с оригинальным лого).
Пока всё как обещали, противоречий не вижу (кроме звезды, которая не на лбу, но это не нарушает общего смысла). Сохранили основу, переосмыслили культовый образ из сказки и добавили туда пару деталей.
Логика в оформлении есть, остаётся только вопрос вкуса. Нравится это лично вам или нет?
Мне понравилось, врать не буду:) Не имею ничего против национального колорита при импортозамещении, если он выглядит креативно, как в этом случае.
Если говорить о логотипе в целом, то он максимально повторяет изображение «Starbucks», которое использовалось до 2011 года. В последнем лого убрали название, потому что изображение, по мнению владельцев, стало достаточно узнаваемым. В нашем логотипе название оставили. Ну это логично, такой узнаваемости у бренда пока нет.
Вот так в сравнении выглядят логотипы двух кофеен. А вам какой больше нравится?
Позиционирование
Starbucks
Starbucks позиционирует себя как «третье место» – пространство, не являющееся домом и офисом, где можно отдохнуть, пообщаться и хорошо провести время. Starbucks не просто продает кофе, а дарит впечатления.
Stars Coffee
«Это городской хаб. Встречи, свидания, времяпрепровождение. Серфинг в социальных сетях. Все это сопряжено с напитком, который бодрит, тонизирует и дарит хорошее настроение», - прокомментировал открытие Тимати.
Таким образом, позиционирование у двух кофеен очень похоже, но в российском аналоге делается упор не только на место, но и на кофе, что так-то логично.
Место местом, а кофе в таких заведениях должен быть на уровне!
Уже были в российской кофейне? Что думаете? Пишите в комментариях.