С тех пор, как появились первые велосипеды, их стали красть – этот печальный факт портит нервы владельцам веломашин и сегодня. В разные времена боролись с воровством велосипедов различными способами, порой самыми жестокими, однако количество желающих присвоить чужое добро не уменьшается. В местностях, где служба охраны правопорядка была налажена хорошо, для противодействия угонам велотранспорта достаточно было использовать блокираторы колес или руля – воры не рисковали бегать по улицам с чужим велосипедом на плече. А вот в местах тихих и недостаточно охваченных вниманием полиции, требовалось использовать чего помощнее – противоугонные цепи и массивные замки со скобами. В коллекции Веломузея имеется отдельное собрание всяческих велосипедных «противоугонок» и в свое время я расскажу о них.
А сейчас речь пойдет об устройстве, которое призвано было предотвратить кражу велосипедного фонаря. Надо сказать, что фонарь часто был достаточно дорогим аксессуаром и для воров имел привлекательность еще и тем, что в отличие от велосипеда, он не имел уникального номера, да и особых примет, как правило, тоже. Фонарики вешались на быстросъемные крепления, что давало возможность «разлучить» их с веломашиной за считанные секунды. Эти факторы позволяли воришкам чувствовать себя в безопасности – если не схватили «на горячем», то потом доказать чего-либо было уже практически невозможно. Сбыть с рук краденый фонарь было намного проще, чем велосипед, что также снижало риск провала. По сообщениям английской прессы начала ХХ века, существовали даже банды похитителей велосипедных фонарей.
В коллекции Веломузея хранится интересный аксессуар – велосипедный фонарный крюк с кодовым замком. Для демонтажа фонаря нужно набрать на барабане сочетание из трех литер, после чего замок снимался. Этот дивный предмет изготовлен в Англии в конце 1920-х – начале 1930-х годов под брендом «Guardian», что можно перевести, как «сторож». Конструкция защищена британским патентом.
Аксессуар подходил к любым велосипедным вилкам стандартом 1 дюйм и продавался в магазинах в качестве элемента, как сейчас говорят, «тюнинга». В коллекцию он попал в состоянии «New Old Stock», то есть «новый, из старых запасов». Сохранилась даже бирка с кодом, прикрученная проволочкой. Код, правда, не очень приличный для русскоязычного пользователя, но на функциональность предмета и его историческую ценность это не влияет. ;-)
Здесь можно посмотреть обзоры различных велосипедных аксессуаров из коллекции Веломузея: