Найти тему

ФАКТОРИНГ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Изображение с сайта Pixabay
Изображение с сайта Pixabay

Оптовая торговля продуктами питания — одна из отраслей, которые наиболее редко обращаются к услугам факторинга. Быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности, постоянный спрос и подробная база данных заказчиков делают эту сферу вполне самодостаточной. Однако бизнес, связанный с реализацией продуктов питания, имеет свои недостатки. У овощей, фруктов, готовых блюд короткий срок годности. Из-за этого испортившиеся в пути от оптовой базы до магазина товары, чья отгрузка была профинансирована, нередко возвращаются поставщику. Как факторинг поможет обеспечить своевременные поставки и исключить риск порчи продукции?

Ситуация в сфере пищевой промышленности

Если сравнивать текущее положение дел на рынке продуктов питания с прошлыми годами, выявляется положительная тенденция его развития. Темпы роста продаж в данной сфере усиливаются — ежегодное повышение в среднем составляет 9—11 %. С 1980 года и по настоящее время отрасль обеспечивает один из самых колоссальных потребительских рынков в РФ, и такая ситуация сохраниться в течение как минимум 15 лет.

Если принять во внимание повышение доли потребления и стабильный спрос, а также открытие новых производственных организаций и оптовых баз, в будущем логично ожидать увеличения количества звеньев в цепочке производитель-поставщик-потребитель. Однако данный прогноз вряд ли станет реальностью: большинство предпринимателей задумывается об оптимизации расходов для получения прибыли и эффективной отстройки от конкурентов.

Текущая картина на российском рынке продуктов питания такова:

  • В зимние месяцы доля импортных свежих фруктов и овощей на прилавках достигает 85 % от общего объема товаров данной категории.
  • К лету обычно повышается стоимость молока, муки, кормов, яиц и мяса птицы.
  • Одной из крупнейших отраслей в России является молочная промышленность. Ежегодный рост продаж в данном секторе достигает 9—13 %. При этом в последние годы появилась четкая тенденция в пользу увеличения объемов производства и спроса на йогурты и молочные десерты — до 40 % от общих объемов рынка молочной продукции.
  • Наиболее востребованы помидоры, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, мясо (в частности — курица, говядина, свинина), а также яйца и молочная продукция.
  • В последние годы развивается тенденция на производство множества новинок из-за повышения потребностей и спроса покупателей на необычные продукты питания. Ежегодно на полках магазинов появляется от 800 до 1200 уникальных наименований товаров.

Особенности короткой и длинной цепочек поставок

При повышении конкурентами цен на аналогичные товары бизнесмены предпочитают не менять стоимость на реализуемую продукцию. Такой подход возможен только при сокращении звеньев цепочки поставок. Без большого количества посредников возможно сохранение прибыли без повышения отпускной цены.

Короткая цепочка поставок имеет еще одно достоинство. При малом количестве вовлеченных посредников портится меньшая доля продуктов питания с коротким сроком хранения. Так, отрасль подразделяется на 2 категории, в каждой из которых своя специфика организации поставок.

1. Скоропортящиеся продукты со сроком годности до 10 дней.

Товары из этой категории нуждаются в максимально короткой цепочке поставок. Из-за специфики продукции дается короткая отсрочка платежа либо же ее полное отсутствие. Если производитель не предоставляет возможность разделить расчет за товары на несколько этапов, использовать факторинг в данном случае невозможно.

Дополнительные трудности создает жесткое регулирование подотраслей. Так, при реализации молочной продукции законодательно установлены правила, в соответствии с которыми каждый участник торгового процесса обязан проходить специальную подготовку и повышать свою квалификацию до определенного уровня в зависимости от должности (Федеральный закон №88-ФЗ). Также все связанные с поставками сотрудники должны знать и строго следовать должностным и технологическим инструкциям, санитарным и ветеринарным правилам и нормам, которые устанавливают требования к качеству и безопасности пищевой продукции. Чтобы минимизировать затраты на обучение и не завышать стоимость конечного изделия, каждый производитель стремится поставлять товары если не напрямую, то хотя бы через единственного посредника.

2. Продукты, срок хранения которых достигает от 10 дней до нескольких месяцев.

Продавцы в данном сегменте имеют более выгодные условия касательно использования факторинговых услуг в сравнении с коллегами, реализующими товары с минимальным периодом оборачиваемости. При этом здесь существует особая закономерность — чем дальше конечный покупатель находится от фирмы-изготовителя, тем большее количество звеньев будет в цепочке поставок. У каждого из ее участников есть необходимость удовлетворить свои личные потребности, выполняя план закупок с предоплатой либо с расчетом по факту отгрузки. В то же время продавцы желают сохранить выгодные условия для клиентов, предлагая скидки или отсрочки платежей. Из-за этого возникает кассовый разрыв.

Положительное влияние факторинга на сферу продуктов питания

  • Исключение кассовых разрывов. Рассмотрим конкретный пример. Поставщик получает отсрочку платежа по контракту в 21 день. Однако он не имеет возможности гарантировать, что в этот срок реализует продукцию и что покупатель оплатит поставку без нарушения договорных обязательств. Чтобы исключить риски несвоевременного расчета с производителем, поставщик заключает договор с факторинговой компанией. Таким образом он застраховывает себя и предоставляет покупателям необходимую им отсрочку. Кассового разрыва нет. Все остаются в плюсе.
  • Повышение вероятности получения отсрочки. Многие производители не рискуют разделять покупателям оплату на несколько периодов. При принятии решения о предоставлении отсрочки предприниматели выясняют данные о финансовом состоянии покупателя — его устойчивости и платежной дисциплине. В большинстве случаев компаниям с множеством кредитов и имуществом в залоге отказывают в продлении периода закрытия долга. Однако при использовании услуг факторинга покупатель может значительно увеличить шансы на получение отсрочки. Продавец сразу же получит необходимую сумму за отгруженные продукты питания, что повысит доверие к заказчику. А так как маржа каждого из участников цепочки поставок небольшая, факторинг экономически выгоден для покупателей со значительным оборотом.
  • Увеличение объема закупок. Масштабы поставок согласно договору между производителем и поставщиком должны держаться на определенном уровне. Чаще всего завод заключает договор с посредником, где оговариваются условия — количество продукции и регулярность отгрузки, а также штрафы за неисполнение обязательств каждой из сторон. Так как у многих представителей малого и среднего бизнеса часто не хватает собственных средств на производство или закупку требующегося объема продукции, финансирование со стороны факторинговой компании позволит выполнить свои обязательства, не нарушая сроков оплаты и объемов поставки.
  • Высокая вероятность попасть в торговую сеть. Стать поставщиком для множества торговых объектов на региональном и даже федеральном уровне — мечта каждого бизнесмена. Уровень конкуренции среди производителей и поставщиков продуктов питания зашкаливает. Из-за этого торговые сети совершенно не беспокоятся о том, какая именно компания будет привозить товары — им важны только условия сотрудничества. А именно — своевременность поставок продукции по максимально низкой стоимости. Поэтому продавец должен продвигать товары за собственные деньги и практически в любом случае соглашаться на условия торговых сетей. Среди них — отсрочка платежа. В соответствии с Федеральным законом №381-ФЗ этот период не должен превышать 45 дней. И, как правило, торговые сети делают все возможное, чтобы растянуть оплату по максимуму на весь этот срок. Факторинг позволяет выполнить все условия торговой сети и приобрести серьезное конкурентное преимущество — возможность повышения продаж и узнаваемости бренда. Последний критерий значительно увеличивает спрос не только в торговой сети, с которой сотрудничает поставщик, но и в других магазинах.
  • Освобождение собственных средств для повышения качества и пополнения ассортимента продукции. При предоставлении отсрочки и использовании услуг факторинга производители продуктов питания имеют возможность пустить полученные деньги в изготовление товаров. Поставщики же могут выделить не сразу всю сумму на погашение долга, а расплачиваться частями, также пуская сохраненные средства в оборот.

Таким образом, в условиях высокой конкуренции на рынке пищевой продукции единственным выгодным для всех участников цепочки выходом из ситуации является классический факторинг. Услуга дает возможность освободить оборотные средства у каждой стороны и пустить их на сотрудничество с федеральными торговыми сетями, которые быстро вытесняют региональные точки.

Для последних же эффективным решением проблемы захвата значительной доли рынка ФТС является закупочный факторинг. При обращении к фактору региональные представители могут получить отсрочку от поставщиков, не тратя при этом все собственные средства, снизить стоимость отгрузки для федеральных магазинов и предлагаемых товаров. Такой подход позволит развивать бизнес в регионах без потерь и отстроиться от более крупных конкурентов.

Подробнее о факторинге на: www.factoring.ru

Еда
6,23 млн интересуются