Найти в Дзене
Покорённое Небо

Первые "крылья" человека: аэростаты и дирижабли.

Оглавление

Аэростаты

В 1783 году французский физик Жак Шарль изобрел аэростат - воздушный шар, наполненный не горячим воздухом, а легким газом водородом. В честь создателя аэростаты также называли шарльерами. Монгольфьеры (к слову, статью про них вы можете найти у меня на канале) и аэростаты были покорны воле ветра. Что только не придумывали изобретатели, чтобы заставить их двигаться против ветра. Но эта возможность появилась только тогда, когда удалось установить на воздушный шар двигатель, приводящий во вращение воздушный винт - пропеллер.

Сначала все думали, что воздушные шары подходят только для развлечения публики. Но уже в 1794 году капитан французской армии Кютель поднялся на аэростате для ведения воздушной разведки. 22 августа 1849 года была произведена первая бомбардировка с воздуха.

Дирижабли

Дирижабль с легкой оболочкой Ville de Paris. Франция. Начало ХХ века
Дирижабль с легкой оболочкой Ville de Paris. Франция. Начало ХХ века

Первый управляемый аэростат, оснащенный паровым двигателем мощностью всего 3 лошадиные силы, поднялся в небо с парижского ипподрома 24 сентября 1852 года. Так на свет появился новый тип летательного аппарата - дирижабль (от французского dirigeable - управляемый)

Новые моторы

С каждым годом дирижабли становились более совершенными. Паровую машину заменил электромотор, затем появился бензиновый двигатель. 19 октября 1901 года бразилец Сантон-Дюмон облетел на дирижабле вокруг Эйфелевой башни, доказав, что дирижаблем можно управлять.

На войне

Когда началась Первая мировая война, германские дирижабли начали совершать ночные налеты на Лондон. Германский воздушный флот в годы Первой мировой войны насчитывал 69 дирижаблей.

После окончания Первой мировой дирижабли широко использовались в качестве пассажирских авиалайнеров на маршруте Европа - Америка, перевозя за один раз до 200 пассажиров. Дирижабли, в отличие от существующих в то время самолетов, обладали огромной дальностью полета (6000 - 7000 км), хотя и летали они со скоростью около 100 км/ч.

Недостатки дирижаблей

Главным недостатком дирижаблей была невозможность противостоять сильному ветру. Ураганы и грозы были смертельными для этих воздушных кораблей. Также дирижабли не могли развить большой скорости, так как их огромная оболочка создавала очень большое аэродинамическое сопротивление.

Аэростаты и дирижабли сегодня

В настоящее время дирижабли практически полностью вытеснены самолетами, ведь современные самолеты летают не только быстрее, но и дальше.

Однако дирижабли не исчезли. Они продолжают использоваться в качестве патрульных и экскурсионных воздушных судов. Используют дирижабли и во время различных рекламных акций: на его борту можно поместить любой логотип, который будет видно издалека.

Современный аэростат
Современный аэростат

Не утратили своё применение и аэростаты. Специальные высотные аэростаты сегодня работают в качестве "воздушных шпионов". Также они поднимают высоко в небо различную научную аппаратуру, с помощью которой учёные изучают верхние слои атмосферы и следят за изменением погоды. Наибольшая высота, на которую сегодня смог подняться аэростат, составляет 53 км! До сих пор в мире нет ни одного самолета, который смог бы забраться на такую высоту.