Найти в Дзене
История войн и оружия

Опытный истребитель Як-3 с мотором ВК-107А

Двигатель М-107П мощностью 1300 л. с. с оставленным местом для размещения пушки в развале блока цилиндров, создавали еще перед войной. Его пытались поставить в том числе на ЛаГГ-3 и И-110, но мотор работал ненадежно, в частности было недостаточным охлаждение двигателя.

ОКБ Климова форсировали двигатель установив нагнетатель с поворотными лопатками Поликовского, взлетная мощность М-107А выросла до 1600 л. с.

Первым самолетом с М-107А построили Як-9, его летные испытания начались еще в феврале 1943 г. На Як-1М его поставили весной 1943 г. вооружение было как на первом опытном экземпляре мотор-пушка МП-20 и пулемет БС. Позже мотор поставили на Як-3, заменили вооружение на два синхронных орудия Б-20С.

Справиться с недостаточным охлаждением мотора не удавалось, двигатели на заводских испытаниях постоянно меняли.

Самолет с этим мотором и хорошей отделкой планера у земли достиг максимальной скорости 611 км/ч, а на 5750 м - 720 км/ч. Самолет поднимался на высоту 5 км за 3,9 минут. За боевой разворот с 1000 метров машина набирала 1500 м превосходя Як-3 с мотором ВК-105ПФ2. Вираж самолет делал за то же время, что и Як-3 со "сто пятым мотором". Ухудшились правда взлетно-посадочные качества, увеличились и разбег и пробег. Тем не менее самолет был доступен для пилотов средней квалификации. Оборудование истребителя позволяло его использовать только в простых метеоусловиях. Дальность радиосвязи возросла до 100 км.

Фактически был создан истребитель завоевания господства в воздухе, но всему мешал ненадежный двигатель. Четыре двигателя проработали 4, 9, 15 и 23 часа. У мотора разрушались коренные подшипники, текло масло, падало давление масла в наборе высоты, двигатель трясся при его дросселировании.

-2

Другим недостатком была плохая работа пушек Б-20, разрушение их креплений.

Тем не менее приказали перейти с мая 1945 г. на выпуск новой машины уже с металлическим крылом, с таким расчетом, чтобы выпускать 1 машину в день к июлю. Государственные испытания Як-3 ВК-107А с металлическим крылом проходил в мае - июне 1945 г.

Часть дефектов самолета удалось устранить, но остался перегрев воды и масла в наборе высоты, а также тряска мотора при его дросселировании.

Начали выпуск самолетов, но почти сразу остановили выпуск. Всего построили несколько десятков самолетов, работа мотора оставалась неудовлетворительной.

Мотор довести так и не удалось, дальнейшие работы из-за перехода на реактивные двигатели прекратили.

Спасибо за прочтение